Создание Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) как военно-политического союза стран-участниц СНГ во главе с Россией постепенно и незаметно для окружающих выходит в свою финальную стадию. В частности, как заявил на пресс-конференции в РИА Новости в Москве генеральный секретарь Совета коллективной безопасности государств-участников ДКБ Николай Бордюжа, в рамках создаваемой военно-политической ОДКБ принято решение о создании регионального командования на западном направлении с подчинением военных частей России и Беларуси. Еще одна военная группировка ОДКБ, как планируется, будет находиться в Армении. По словам Бордюжи, завершаются переговоры о создании российской военной базы в Душанбе, и эта база также будет использоваться в интересах ОДКБ. Продолжаются переговоры о создании российской авиационной базы в Канте (Киргизия). Предполагается, что эта база будет содержать авиационную компоненту Коллективных сил быстрого реагирования ДКБ в Центральноазиатском регионе. В ДКБ сейчас входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.
Таким образом, ДКБ, начинавшийся когда-то в качестве Ташкентского договора (впоследствии Узбекистан, а также Азербайджан покинули организацию), перерождается из аморфной организации, существовавшей более в виде документов и деклараций, начинает обрастать конкретными военными «мускулами» и становиться чем-то реальным и осязаемым. Собственно, никогда особо не скрывалось, что еще Ташкентский договор о коллективной безопасности, затем последующие его мутации и нынешнее развитие организации разрабатывались, исходя прежде всего из представлений России о том, как должны выглядеть ее стратегия и структура безопасности. Параллельно шло оформление экономической составляющей процесса. Поначалу это выглядело как таможенный союз, в который входили Россия, Белaрусь, Казахстан и Киргизия, с примкнувшим Таджикистаном. Ядро союза должен был составить российско-белорусский союз как высшая степень интеграции. Затем по инициативе Нурсултана Назарбаева было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) из тех же стран-участниц, ничем особым себя пока не проявившее. Сейчас Москва настаивает на как можно более активном продвижении создания так называемого Единого экономического пространства в составе России, Беларуси, Украины и Казахстана. И это может стать первым зафиксированным документально случаем со времен распада СССР и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) того, что Киев принимает участие в «интеграционных» планах, созданных без его прямого участия и обслуживающих, как минимум, не его интересы.
Николай Бордюжа говорил, что главное для создаваемой на базе ДКБ военно-политической организации — «заниматься не структурным совершенствованием, а совершать практические шаги по направлению обеспечения безопасности в зоне действия Договора». По его словам, все руководители государств-участников «ориентированы на объединение усилий в плане обеспечения безопасности».
Планируемое размещение региональных командований и военных баз весьма показательно. Западное направление «прикрывается», ибо там, судя по всему, будет декларироваться (не обязательно, что так будет на самом деле) нарастание угрозы безопасности России и особенно — Таджикистану в связи с очередной волной расширения НАТО, в результате которой в Организацию Североатлантического договора войдут Латвия, Литва, Эстония, Словакия, присоединившись к уже участвующим в союзе Польше, Венгрии, Чехии.
Кавказ интересен сохранением возможности влияния на ситуацию в Грузии, Азербайджане, а также сохранением в качестве непосредственного союзника Армении. Размещение военной группировки в Армении наверняка поставит под большое сомнение любую, даже минимальную возможность того, что в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе когда-либо сможет начаться международная миротворческая операция под эгидой ООН или любой другой международной организации. Размещение базы в Центральной Азии может тогда рассматриваться и как ответ на сохранение угрозы со стороны Афганистана, и как реакцию на резко усиливающееся влияние в регионе Соединенных Штатов.
Если все это так, трудно поверить в то, что ОДКБ будет не соперничать с НАТО на территории бывшего Советского Союза, а дополнять его усилия и возможности, как о том говорили и в Москве, и в Брюсселе. Если же все это не так, и логика создания новой военно-политической организации действительно радикально отличается от традиционного советского подхода «нашего ответа Чемберлену», это бы иллюстрировалось другими примерами, а также, помимо прочего, с помпой созданный в прошлом году Совет Россия — НАТО (или «двадцатка») уже мог бы отчитаться перед публикой о первых реальных результатах своей работы.
Как говорит Бордюжа, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан уже ратифицировали устав ОДКБ, осталась лишь Армения, у которой возникли технические проблемы, связанные с формированием парламента. Существуют аналитики, считающие создание новой организации утопией, основанной на иллюзорных амбициях руководителей «родом из прошлого», неспособных воспринять изменившуюся действительность. Возможно, это так. А возможно и то, что ОДКБ получит в свое распоряжение необходимые для деятельности и развития ресурсы под знаменем жертв во имя интеграции и воссоединения. Чем ответит Украина?