Премьер-министр Украины Виктор Янукович объявил, что 18 мая в Брюсселе планируется утвердить План действий Украина — Европейский Союз. Результатом выполнения плана должно стать создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, а также начало переговоров по подписанию соглашения европейского типа об ассоциации между Украиной и ЕС. Вокруг Плана действий продолжается активный переговорный процесс, подробности которого не объявляются (такова традиционная практика). Известно только, что стороны приблизились к компромиссному решению по сроку действия документа — планируется, что это будет 2—3 года. Что касается конкретных обязательств сторон по результатам его выполнения, то здесь с консенсусом не все хорошо. У Европейской Комиссии, которая ведет переговоры с Украиной по подписанию Плана действий, — а это, как говорил «Дню» комиссар Крис Паттен, может произойти еще до выборов в Украине — просто нет мандата говорить о возможности ассоциации и тем более, возможного в перспективе вступления Украины в ЕС.
Впрочем, первый заместитель министра иностранных дел Александр Чалый излучает оптимизм. По его словам, в ЕС уже осознают, что после того, как Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС утратит силу (подписанное в 1994 году, десятилетнее соглашение вступило в действие в 1998-м), его должен сменить юридически обязывающий документ другой природы. Уже сейчас, считает он, две стороны (Украина и ЕС) понимают, что они не будут продлевать действие СПС. А то, что ЕС работает над своим новым бюджетом, обуславливает то, что к новому бюджету можно подойти с новыми отношениями. Другое дело — что в ЕС нет консенсуса по содержанию этих новых отношений. Если Украину поддерживают и будут поддерживать «новые» члены ЕС — Польша, Литва, Венгрия — и некоторые «старые» — например, Австрия, Великобритания, то со стороны большинства стран-членов ЕС налицо скорее пессимизм в отношении ближайших украинских перспектив. Никто уже особенно не скрывает того, что не в последнюю очередь это связано и с развитием политической ситуации в Украине, особенно — вокруг президентских выборов. Хотя официально и структуры ЕС, и представители стран-членов ЕС всегда заявляют, что выборы просто должны пройти демократически, честно и открыто. Начать переговоры по заключению нового соглашения с ЕС (каковым не может быть План действий), по словам замминистра Чалого, было бы реально уже в 2006 году. При этом не имеет значения название (будет ли в нем слово «ассоциация»), но важна суть — Украина стремится повторить путь своих соседей.
На этом пути Украине нужно решить несколько принципиальных вопросов, диалог по которым идет наиболее сложно. Создание зоны свободной торговли с ЕС невозможно без предоставления со стороны ЕС Украине статуса страны с рыночной экономикой и вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Несмотря на оптимистические заявления премьер-министра Януковича, очевидных признаков продвижения по этим направлениям пока что нет. Причин всегда называется сразу несколько. В частности, на последнем заседании Комитета Верховной Рады по вопросам европейской интеграции говорилось, что позитивному решению вопроса явно не способствует существующая пошлина на экспорт металлолома (30 евро за тонну), которую защищает парламентско-правительственная коалиция. Возможное введение пошлины на импорт автомобилей тоже в этом списке (пока что принятый парламентом закон не вступил в силу).
По информации председателя Комитета по вопросам европейской интеграции Бориса Тарасюка, правительство внесло на рассмотрение Верховной Рады 11 законопроектов, положения которых противоречат нормам европейского права и требованиям ВТО. Есть и другие проблемы. По словам А. Чалого, чрезвычайно сложно идет диалог по вопросам либерализации визового режима между Украиной и странами ЕС, в частности, по проблеме переведения Украины из «черного списка» Шенгенской зоны в «белый». До сих пор нет ответа на одностороннее введение Украиной безвизового режима для обладателей дипломатических и служебных паспортов.
Между тем, концепция «Расширенная Европа — новое соседство», на основе которой ЕС сегодня ведет диалог с Украиной, предусматривает введение для «соседей» четырех основополагающих свобод ЕС — движения людей, товаров, капиталов, услуг через границы. И кстати, ЕС уже начал переговорный процесс по этой тематике с Россией.
Дипломаты из стран-членов и стран-кандидатов на вступление в ЕС откровенно не понимают, как с декларациями европейского курса коррелируются намерения создать Единое экономическое пространство с Россией, Казахстаном и Беларусью — несмотря на заверения правительства в том, что ЕЭП будет носить дополняющий к курсу на европейскую интеграцию характер. Большинство аналитиков, дипломатов в неофициальных беседах сходятся на том, что перспективы на качественное продвижение в отношениях с ЕС в этом году уже потеряны, учитывая и внутреннюю ситуацию в Украине, особенно накануне выборов, и проблемы самого ЕС, связанные с его расширением.
Тема потерь от расширения в краткосрочной перспективе, как подтвердило заседание парламентского комитета, также не снята с повестки дня — по информации Кабмина, они оцениваются в $250 — 350 млн. ЕС эту тему не обсуждает, и каким образом выходить из ситуации — дело прежде всего украинцев.
КСТАТИ : Европейский парламент призывает украинскую власть обеспечить прозрачность и демократичность выборов президента в октябре нынешнего года, уважать свободу слова и принимать постоянные и эффективные меры для недопущения и наказания вмешательства в работу свободных и независимых СМИ. Об этом говорится в резолюции по политической ситуации в Украине, за которую проголосовали 59 депутатов Европарламента. В документе, в частности, отмечается, что политика «Расширенная Европа — новое соседство» Евросоюза признает важность Украины как страны с глубокими историческими, культурными и экономическими связями со странами-членами ЕС. Этот документ базируется на проекте Плана действий от Еврокомиссии, который будет подготовлен весной 2004 года и должен включать предложения, направленные на поддержку политической и институционной реформ, которые предоставят Украине возможность поступательно присоединяться к политике и программам ЕС, отмечается в резолюции. Европарламент призывал Совет Европы и Еврокомиссию внимательно наблюдать за ситуацией в Украине и принимать активное участие в президентских выборах будущей осенью, и поддерживать объединенные действия ОБСЕ и СЕ. Эта резолюция будет передана Совету Европы, Еврокомиссии, генеральному секретарю СЕ, в ОБСЕ, украинскому правительству и парламенту.