Недавнее заявление вице-президента Еврокомиссии Гюнтера Ферхойгена всколыхнуло политические и экспертные круги в Украине. Не закрываются ли двери Евросоюза перед Украиной?
Напомним, что в интервью немецкому изданию «Ди Вельт» Гюнтер Ферхойген высказал прогноз, что в ближайшие 20 лет страны бывшего СССР не станут членами расширенного ЕС. «Через 20 лет членами Евросоюза будут все европейские страны за исключением стран бывшего Советского Союза, которые сегодня еще не вошли в ЕС», — заявил господин Ферхойген. Подобные заявления он делал и ранее (например, в 2002 году), однако тогда они воспринимались не так, как сейчас: в условиях парламентских выборов в Украине и при деятельности уважаемой в Брюсселе новой украинской власти.
Какие политические последствия может иметь новый сигнал от Ферхойгена? Этот вопрос стал центральным во время вчерашнего круглого стола в редакции газеты «День», в котором участвовали специалисты высокого уровня по вопросам евроинтеграции: министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, глава Представительства Еврокомиссии в Киеве Иен Боуг, бывший первый заместитель министра иностранных дел по вопросам евроинтеграции Александр Чалый и известный в странах ЕС писатель Андрей Курков. Не стоит говорить, что полемика вышла по-настоящему острой, состоялся полноценный обмен аргументами.
С самого начала Александр Чалый отметил, что не нужно паниковать, поскольку господин Ферхойген высказал реалистичное заявление, понимая трудности, которые сейчас переживает ЕС. «Не нужно преувеличивать значение заявления Ферхойгена. Вряд ли оно будет иметь какое-то влияние. Мы пережили немало подобных заявлений. Подобные заявления не могут превысить правовую природу основополагающих документов, определяющих условия получения членства в ЕС. Следовательно, этим заявлением господин Ферхойген не отменил статью 49 Амстердамского договора, предусматривающую условия получения членства. Все зависит не от господина Ферхойгена при всем моем уважении к нему, а от Украины», — попробовал не драматизировать ситуацию глава внешнеполитического ведомства Борис Тарасюк. В меньшей степени с ним согласился Александр Чалый, отметив, что проблема теперь состоит не столько в неготовности Украины к членству в ЕС, сколько в неготовности самого ЕС: «Мы больше готовые к этому, чем Албания или Македония. Евросоюз нормально относится к новой власти в Украине, однако при этом не меняет своей стратегической линии, не предоставляя Киеву перспективы членства».
Посол Иен Боуг в свою очередь отметил, что «ЕС пребывает не в той ситуации, чтобы рассматривать возможность быстрого расширения». В частности, он объяснил «еэсовские» трудности недавним расширением и последующими волнами, во время которых будет принят ряд государств балканского региона. Он же рассказал, что готовность только Украины к членству в ЕС еще не может быть основанием для присоединения к еврообъединению: «Когда мы говорим о копенгагенских критериях, то следует не забывать, что они касаются не только вопросов демократизации, рыночной экономики, но и способности ЕС принять новых членов». В то же время он отметил, что прогноз Ферхойгена не должен разочаровывать Украину, а наоборот мобилизировать к интенсивным преобразованиям внутри государства.
Когда должна Украина подать заявку на членство в ЕС? Будет ли готов новый парламент воплощать идеи евроинтеграции? Какое влияние оказывает на евроинтеграцию Украины «российский фактор»? Ответы на эти и другие вопросы участников круглого стола читайте в ближайших номерах «Дня».