На сегодняшний день в Украине 511 изоляторов временного содержания. По словам Уполномоченного по правам человека Верховной Рады Украины Нины Карпачевой, ежегодно через них проходят около полумиллиона наших сограждан. Как показали проверки, осуществляемые Уполномоченным практически ежемесячно, в ряде изоляторов существенно нарушаются права человека. К наиболее распространенным нарушениям Н. Карпачева отнесла перенаселенность, а также отсутствие нормального питания
Изолятор временного содержания г. Киева на Подоле, который посетила в четверг Уполномоченный по правам человека Верховной Рады Украины Нина Карпачева, еще несколько лет назад «славился» как наименее приспособленный для содержания людей. В некоторых камерах приходилось спать по очереди из-за того, что в ИВС, рассчитанный на 157 заключенных, «прессовали» до 350. Спать подследственным приходилось по очереди, а прогулки совершались раз в два-три дня. Сегодня же, по словам Н. Карпачевой, ситуация изменилась — «перенаселение» хоть и существует, однако оно не катастрофическое — до 10 — 15 человек. Связано это, по словам начальника ИВС Василия Мельниченко, с тем, что иногда перевести подследственных из ИВС в СИЗО, где происходят дальнейшие следственные действия, в течение отпущенных законом десяти дней невозможно. Причины разные — от банального неприбытия конвоя («нет бензина») до парадоксальных — в воскресенье в Лукьяновском СИЗО выходной, а в ИВС Киева продолжают поступать задержанные.
По словам Н. Карпачевой, сейчас изолятор частично отличается от того, каким она видела его еще год назад. Один этаж полностью отремонтирован и, по словам Уполномоченного, «приближен к европейским стандартам». «Европейские стандарты», при ближайшем рассмотрении, оказались четырех — шестиместными камерами, оборудованными двухэтажными кроватями, санузлом и даже, как заверило журналистов и Уполномоченного милицейское начальство, горячей водой, наличие которой, впрочем, проверено не было — журналисты не особенно настаивали, а «принимающая сторона» инициативы в этом вопросе не проявила. Также, по словам заместителя начальника ГУВД г. Киева Виктора Ратушняка, построены дополнительные дворики для прогулок, что позволило проводить ежедневные часовые прогулки для всех заключенных. Все, что было сделано в ИВС, с гордостью было продемонстрировано Н. Карпачевой и с неохотой и ссылкой на следственные действия журналистам. Для сравнения, пишущей и снимающей братии, не оценившей по достоинству «евростандарт», продемонстрировали достаточно сырые камеры на оставшихся этажах — без телевизоров, горячей воды и, что примечательно, без кроватей, которые здесь заменяет сплошной деревянный настил. Сделать ремонт на оставшихся этажах, говорит В. Ратушняк, сразу невозможно — хронически не хватает денег, а те 266 млн. грн., которые были заложены в бюджет-02 на улучшение условий содержания заключенных в учреждениях предварительного заключения, по его словам, существуют пока лишь на бумаге. На питание одного заключенного государство выделяет лишь 4,75 грн. в день.
Еще одной проблемой системы следствия, которая очень влияет на заполненность изоляторов, по словам Н. Карпачевой, является слишком частое использование ареста как превентивной меры. И, по словам присутствовавшей во время проверки помощника прокурора Киева Татьяны Онищук, с передачей, согласно новому Криминальному кодексу, права выдачи санкций на арест судам ситуация кардинально не изменилась. Все это, по словам Уполномоченного по правам человека, и проводит к тому, что матерые уголовники в СИЗО и ИВС содержатся в одних камерах с неплательщиками алиментов. «За счет более широкого использования таких превентивных мер, как подписка о невыезде можно существенно уменьшить наполненность СИЗО и ИВС и как следствие — улучшить условия содержания подследственных», — подчеркнула Н. Карпачева.