Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Евростандарты, а не пошлины

Иначе цена на бензин в Украине подпрыгнет до 1,3 евро
28 июля, 2011 - 21:09

Оглашены результаты работы за первое полугодие двух крупных украинских нефтеперерабатывающих предприятий. Они оказались диаметрально противоположными. Принадлежащий ТНК-ВР Лисичанский НПЗ, именуемый теперь ЧАО «Линик», получил 130 миллионов долл. дохода (по EDD), тогда как на то же время прошлого года этот показатель составлял всего 13 миллионов долл. А завод «Укртатнафты» в Кременчуге, работающий в таких же условиях, показал 470 миллионов гривен убытка. В экспертной среде увидели в этом повод для дискуссии о будущем украинских НПЗ, которые еще недавно могли переработать 51 миллион тонн нефти в год, а сегодня — 17,3 миллиона. Что дальше?

Как отметил директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, он доверяет данным, обнародованным ТНК-ВР: «Ее результат очень неплохой. И мы видим, что потенциально деньги для крайне необходимой модернизации НПЗ существуют». Аналогичный вывод он делает и по Кременчугскому НПЗ, используя для этого данные из отчета предприятия, позволяющие предположить, что там на самом деле не убытки, а доходы (625 млн. грн.), выведенные неизвестно куда. И это еще без учета цен на мазут и самолетное топливо. «Откуда в этих условиях возьмутся у завода деньги на модернизацию?» — спрашивает Куюн. Он утверждает, что Украина по качеству нефтепродуктов далеко отстает от таких стран ЕС, как Литва, Румыния, Болгария и Польша, а также и от Беларуси. В России теперь предусмотрена юридическая ответственность за срыв модернизации НПЗ. Эксперт уверен, что таким же путем следует идти и Украине. Государство, уверен Куюн, должно четко контролировать ход выполнения этих работ и переходить от ни к чему не обязывающих ежегодных меморандумов к жестким договорам и таким же графикам их выполнения. И только тогда можно рассчитывать, что Украина, наконец, получит нефтепродукты, соответствующие европейским стандартам качества. Эксперта беспокоит, что время для модернизации НПЗ в Украине практически упущено. «У них нет будущего», — как бы подписывает он приговор «Нефтехимику Прикарпатья», «Галичине» и даже Лукойлу (Одесса)». — Пока они думали, все вокруг нас строились и обновлялись».

Судьба украинских НПЗ заботит и Владимира Емелина, бывшего (2008 —2010 гг.) генерального директора объединения «Укрнефтехимпереработка». По его словам, у украинских заводов «были все возможности для того, чтобы внедриться в систему европейской интеграции». Для этого им нужно было еще в 90-е годы двигаться в сторону реконструкции и модернизации, «учитывая логистику (мы просто к Европе ближе)». «Теперь в этом плане Украина уже не представляет интереса», — сожалеет эксперт. Завод в Одессе Лукойлу, по мнению эксперта, вообще не нужен. Ведь у компании есть такое же по мощности предприятие в Румынии с глубиной переработки (это советский показатель, не используемый в Европе) под 98%, а «индекс Нельсона» у него — порядка десяти, тогда как у Одесского завода — 3,9». Для реконструкции, по мнению специалиста, в Украине пригодны только Кременчугский и Лисичанский заводы. «А как заставить хозяина, — спрашивает он и ссылается на Европу, где все сделали легко и просто: — Вот вам срок, а после него такое топливо ни выпускаться, ни реализовываться не должно».

Заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев прогнозирует, что цены на нефтепродукты в Украине сейчас в любом случае, даже при увеличении объемов переработки и лучшем наполнении рынка, не снизятся. По его мнению, они зависят отнюдь не от объемов, а от повышения глубины переработки, чего можно добиться только дорогостоящей модернизацией и строительством новых установок. То же самое и с качеством топлива. Паллиативы не помогают. При этом, как считают владельцы заводов, во всех их нынешних бедах виноваты импортеры. «Это — миф», — говорит Рябцев и приводит в пример ситуацию на рынке во время ремонта Мозырского завода в Беларуси, когда Лисичанский и Кременчугский заводы не увеличили, а сократили переработку, чтобы поднять цены. Эксперт прогнозирует, что правительство, якобы поддерживая отечественного производителя, скорее всего, введет заградительную пошлину для импорта, «после чего цены на нефтепродукты в стране поднимутся на столько, на сколько захотят собственники заводов».

Журналисты захотели конкретизизировать этот прогноз, и на помощь Рябцеву пришел Емелин. По его расчетам, цена на бензин в Украине в этом случае вырастет до 1,3 евро за литр.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ