Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фарс с «ядерными чемоданчиками»

14 февраля, 2004 - 00:00

Украина оказалась втянута в очередное резонансное событие международного значения: газета «Аль-Хаят», выходящая в Лондоне, опубликовала статью о том, что в 1998 году группа украинских ученых якобы продала «Аль-Каиде» тактическое ядерное оружие в чемоданчиках. На это сообщение быстро среагировали многочисленные международные информационные агентства и другие средства массовой информации, и об очередном обвинении Украины в нелегальной торговле оружием и нарушении ряда международных соглашений оперативно узнало мировое сообщество. Правдивость этой информации сразу подвергли сомнению отечественные эксперты в военной сфере, а МИД Украины выступил с официальным опровержением. Однако аргумент типа «такого не могло быть, потому что этого не могло быть в принципе» вряд ли достаточен для общественности, которая в Украине привыкла не очень доверять власти. Поэтому вполне оправдана и неотложна потребность более тщательного анализа сообщений и событий вокруг «ядерных чемоданчиков» (термин, часто используемый в отношении ядерных зарядов малого размера, разработанных для диверсионных операций в тылу врага), «Аль-Каиды» и Украины.

В первую очередь стоит отметить, что сообщение о том, что «Аль-Каида» имеет в своем арсенале ядерное оружие, не является чем-то новым. В октябре 1998 года та же «Аль-Хаят» сообщила, что Осама бен Ладен получил в свое распоряжение ядерное оружие. Более подробную информацию об этом напечатал в ноябре того же года журнал «Аль-Ватан Аль-Араби». Если верить журналу, бен Ладен заплатил 30 миллионов долларов США и две тонны опиума представителям чеченской организованной преступной группировки за 20 ядерных боеголовок, которые потом должны были быть превращены в «ядерные чемоданчики» учеными из бывшего Советского Союза, которых нанял бен Ладен за две тысячи долларов США в месяц. В декабре 2000 года газета «Аль-Шарк Аль-Авсат» сообщила, что органы безопасности одной из европейских стран перехватили груз для бен Ладена и талибского режима с приблизительно двадцатью ядерными боеголовками, происходившими из Казахстана, России, Украины и Туркменистана. В ноябре 2001 года австралийская «Дейли Телеграф» написала, что «Аль-Каида» получила из какого-то источника в Центральной Азии российский «ядерный чемоданчик». В сентябре 2002 года еженедельник «Аль-Маджалах» заявил, что бен Ладен купил 48 «ядерных чемоданчиков» у русской мафии. Ни одно из упомянутых сообщений не было подтверждено другими источниками и никаких физических доказательств не было представлено.

Максимум, о чем можно на сегодня говорить с уверенностью, так это о намерениях «Аль- Каиды» получить в свое распоряжение оружие массового уничтожения или материалы и технологии для его изготовления. В сентябре 1998 года в Мюнхене за попытку купить ядерные материалы, включая высокообогащенный уран, был арестован помощник бен Ладена Махмуд Салим. В феврале 2001 года бывший член «Аль-Каиды» Джамаль аль-Фадль в американском суде дал показания о своем участии в операции по покупке урана, который, возможно, происходил из ЮАР, в Судане в 1993—1994 гг. В ноябре 2001 года в Кабуле были найдены чертежи бомбы того типа, которая была сброшена на Нагасаки в августе 1945 года — две полусферы из плутония, которые находятся внутри сферы из обычной взрывчатки, однако эти чертежи были технически неточными. В июне 2002 года ФСБ России сообщила, что была заблокирована попытка покупки «Аль-Каидой» около пяти килограммов радиоактивного таллия с измерительных приборов на списанных подлодках.

Если последние обвинения в адрес Украины считать небезосновательными, то сразу возникает ряд вопросов: почему террористы до сих пор не воспользовались якобы имеющимся у них ядерным арсеналом для достижения своих целей? Почему это оружие не было использовано для предотвращения атаки США на Афганистан в 2001 году? Почему «Аль-Каида» продолжает прилагать усилия для создания менее эффективного химического или радиологического оружия, если она уже обладает «ядерными чемоданчиками»? Можно сделать вывод, что попытки террористов получить в свои руки оружие массового уничтожения до сих пор не увенчались успехом, а все громкие заявления о наличии «ядерных чемоданчиков» у бен Ладена — просто блеф и составляющая информационной войны террористов против Запада. Ведь такие новости могут содействовать улучшению морального состояния бойцов террористических группировок, прибавить авторитета организации в глазах сочувствующей общественности (что может увеличить вливание как в деньгах, так и в человеческой силе), а также вселить чувство неуверенности и посеять панику в странах-мишенях. Поэтому к сообщениям подобного типа следует всегда относиться со значительной долей скептицизма.

Хотелось бы также обратить внимание на историю ознакомления общественности с таким оружием, как советские «ядерные чемоданчики». Интересно, что почти вся информация по этой теме датируется 1997 — 1998 гг. Дискуссию вызвало интервью бывшего в то время секретарем Совета национальной безопасности России Александра Лебедя американской телекомпании Си- Би-Эс. Сначала Лебедь утверждал, что комиссия, которая была создана в июле 1996 года для прояснения ситуации с «ядерными чемоданчиками» в России в связи с подозрениями, что чеченские террористы могли получить доступ к этому оружию, не смогла установить местонахождение 84- х таких чемоданчиков, которых всего было 132 (эти данные он привел в мае 1997 года во время частной встречи с членами делегации Конгресса США в Москве). В интервью Си-Би-Эс он уже говорил о более чем ста исчезнувших чемоданчиках из 250-ти. Вообще, со временем число чемоданчиков постоянно росло и дошло даже до пятисот! Однако следует помнить одну вещь — в октябре 1996 года Лебедь был уволен с должности секретаря Совета нацбезопасности России — до того, как созданная им комиссия смогла закончить свою работу. То есть проблема «исчезнувших» чемоданчиков может объясняться очень просто — комиссия просто не завершила свое расследование, и в распоряжении Лебедя были далеко не полные и не окончательные данные. Этим же можно объяснить и тот факт, что бывший секретарь СНБ постоянно называл разные цифры. Вполне вероятно, что ни одна советская ядерная боеголовка не была утеряна или похищена. Кстати, такого же мнения придерживается и большинство ведущих западных экспертов.

Вероятность того, что какие- то тактические ядерные боеголовки могли остаться на территории Украины после 1992 года чрезвычайно низка — довольно напряженные отношения между Киевом и Москвой начала 90-х означали, что российская сторона чрезвычайно внимательно следила за тем, чтобы ни одна тактическая ядерная боеголовка случайно не осталась в Украине. В Москве в 12-м Главном управлении Министерства обороны хранились записи серийных номеров всех боеголовок, и каждую из украинских боеголовок тщательно проверяли в процессе передачи их России.

Из дискуссий вокруг заявлений Лебедя общественность смогла узнать о некоторых технических характерных особенностях «ядерных чемоданчиков». Одной из характерных черт чемоданчиков оказалась необходимость в частой замене их составляющих. Если этого регулярно не делать, то сила взрыва может значительно уменьшиться, или бомба может вообще не взорваться. Из открытых источников информации известно, что средний срок службы советских стратегических боеголовок составлял около 15-ти лет, после этого они нуждались, так сказать, в капитальном ремонте, чтобы продлить срок их пригодности еще на определенное время. А «ядерный чемоданчик» — на несколько порядков более сложный и тонкий инструмент, который нуждается в более тщательном и частом уходе. То есть если допустить, что какое-то количество «ядерных чемоданчиков» осталось в Украине после 1992 года, то их не могли поддерживать в боеспособном состоянии по одной простой причине — все конструкторские бюро и производственные мощности для изготовления ядерных бомб находятся в России, а научно-исследовательские институты в Украине не имели технических возможностей и специализированных знаний в этой области. Украина, очевидно, потенциально способна создать цикл для производства и должной технической поддержки ядерного оружия, однако утверждать, что в Украине был создан цикл поддержки боеспособности ограниченного количества «ядерных чемоданчиков» (что является недешевым удовольствием) без возможности производства ядерной бомбы для того, чтобы в 1998 году продать эти чемоданчики в Афганистан, — полная глупость.

Итак, можно с высокой долей уверенности утверждать, что статья в «Аль-Хаят» является результатом недобросовестной журналистской работы, а перепечатка этого сообщения другими газетами и его освещение другими средствами массовой информации является ярким свидетельством того, как в погоне за сенсациями так называемая «четвертая власть» зачастую забывает об объективности и непредубежденности. Украинские политики и должностные лица также заслуживают нескольких критических слов, ведь убедительной аргументации опровержений обвинений «Аль-Хаят» общественность так и не услышала. Следует помнить, что мало быть правым, необходимо также уметь обосновывать свою позицию и детальнейшим образом информировать граждан, как своих, так и зарубежных. Тогда ни у кого не будет никаких сомнений в честности и искренности Украины.

Для написания статьи были использованы материалы Центра исследований проблем нераспространения оружия массового уничтожения Монтеррейского института международных исследований и Российско-американского совета по ядерной безопасности.

Эдуард ФЕСЬКО, Центр социального прогнозирования
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ