Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Февральская революция»

4 февраля, 2005 - 20:53
НОВАЯ ОППОЗИЦИЯ? / ТРИНАДЦАТЫЙ ПРЕМЬЕР ВОЗМОЖНО, НОВАЯ ВЛАСТЬ ПЕРЕСТАНЕТ НУЖДАТЬСЯ В УСЛУГАХ КОММУНИСТОВ ДРУГОГО КОМПРОМИССА ПОКА НЕТ. НАДО ПОДДЕРЖИВАТЬ...

Правительство Виктора Ющенко — это правительство не профессиональной, а политической (если не сказать — революционной) целесообразности. Таково первое впечатление от полусотни указов о назначениях членов Кабмина и руководителей областей, подписанных главой государства вчера прямо в зале Верховной Рады. (Похоже, традиция визировать особо значимые документы непосредственно в сессионном зале ВР, добровольно-принудительно заложенная Леонидом Кучмой и Владимиром Литвинoм во время пакетного компромисса, прижилась.) Второе впечатление, — выборы выиграли социалисты. Иначе с чего бы Виктор Ющенко проводил с ними столь затяжные кадровые консультации, несколько раз откладывая из-за этого процедуру утверждения нового Кабинета, отдал в конце концов стратегические должности? В итоге социалисты получили-таки вожделенное кресло министра внутренних дел, и не только... Третье — квотно-политический принцип формирования нового правительства распространился и на силовые ведомства. Кто ими теперь руководит и несет ответственность за их работу? Президент, премьер, лидеры партий, выдвинувшие назначенцев-силовиков? И несет ли теперь, например, СПУ ответственность за взятки гаишников, количество квартирных краж и нелегальное крышевание бизнеса? В-четвертых, фигуры управляющих финансовыми потоками транспорта, связи и чрезвычайных ситуаций пока не убеждают в том, что обещанный Президентом и премьером принцип разделения бизнеса и власти будет выдержан.

Длительную прелюдию нынешней премьериады компенсировала фееричность ее кульминации. 373 голоса набрала Юлия Тимошенко при утверждении ее Верховной Радой в качестве главы украинского правительства. «Против» высказалась только фракция Компартии. Кстати, результат голосования по кандидатуре премьера и программе правительства (за — 357) ставит вопрос о наличии в стране адекватной оппозиции. Если, конечно, не считать таковой Компартию, Витренко и разного рода «русские блоки».

Юлия Тимошенко стала тринадцатым премьером независимой Украины и первой женщиной на этом посту. Президент Украины Виктор Ющенко, представляя вчера Ю.Тимошенко в парламенте, назвал ее своим политическим партнером и профессионалом. В.Ющенко высоко оценил работу Ю.Тимошенко в бытность ее вице-премьером в Кабмине, который он возглавлял. «Я доверяю ей и верю, что она организует работу национального правительства, доверяю ей так, как доверяют миллионы людей. И, думаю, Юлия Владимировна осознает ту ответственность перед миллионами пар глаз, которые смотрели с Майдана, с улиц на нее, на нас. Люди ждут того, что новая власть будет честной и принесет решение тех проблем, с которыми они живут 14 лет», — подчеркнул глава государства.

Кстати, выступление Виктора Ющенко отличалось ясностью и реализмом. Он не стал говорить о моральности и европейском выборе, а сразу дал понять, что знает: перед ним сидят владельцы украинской экономики. Главным посылом выступления Президента стало обещание проводить «публичную честную и ответственную политику». «Хотел бы сказать, что мое правительство не будет делать, — обратился В.Ющенко к депутатам. — Мое правительство не просто не будет воровать, оно не будет брать взятки». Оно также, по словам Президента, «не будет заносить деньги в парламент» для решения того или иного вопроса. В планах — отмена корпоративных льгот, ревизия свободных экономических зон и возвращение государству «украденных» у него объектов, «начиная с «Криворожстали». Правительство, отметил В.Ющенко, подает руку бизнесу, готово идти на амнистию капиталов, пересмотр налогов и т.п., и хотело бы, чтобы бизнес ответил тем же — детенизацией экономики, честной уплатой налогов. В результате правительство, по словам Президента, планирует получить от 25 до 30 млрд. грн. в госбюджет в течение года, треть которых предложит направлять в госрезерв, а две трети — «отдать бедным людям» в рамках законодательства, которое примут парламентарии.

Если Виктор Ющенко обращался к парламенту как к средоточию крупных бизнесовых интересов, то Юлия Тимошенко, представляя программу своего Кабинета (которой собирается руководствоваться «все пять лет президентства Ющенко»), напротив, работала с эмоциями народных избранников. Опровергая главный аргумент критиков документа, называющих его неконкретным и декларативным, г-жа Тимошенко убеждала зал в том, что «цифры мало что значат, люди не понимают, что стоит за ними, другое дело — философия нашей будущей жизни». «Сначала — мораль, потом — профессионализм», — подчеркнула Юлия Тимошенко, говоря о требованиях к госслужащим. Мораль — дело тонкое, но вот насчет отсутствия у членов нового Кабинета связей с бизнесом Юлия Владимировна явно переборщила, — связи прослеживаются, причем довольно отчетливо. Мало того: кое-кто из замеченных в этих связях брошен как раз на очень капиталоемкие ведомства...

Разумеется, мотивы у столь дружно поддержавших кандидатуру Тимошенко представителей парламентских политических сил различны. Главные оппоненты Тимошенко в среде «нашеукраинцев», возможно, на данном этапе удовлетворились данными им портфелями (в частности, Роман Безсмертный стал вице-премьером по административной реформе) и обещаниями. Что же касается, к примеру, «Регионов...», то их поддержка официально объясняется желанием «предоставить возможность новому Президенту и его команде показать себя», неофициально, как выразился один из регионалов — «дать Юле столько, чтоб победа была впечатляющей, иначе она раздробит сначала «НУ», а потом нас».

Среди первых впечатлений от нового Кабмина — также отсутствие, за исключением двух- трех фигур, политиков первого эшелона (во всяком случае, пока). Кроме того, на вчерашний день оставался открытым вопрос о руководителях некоторых органов власти со специальным статусом и национальных акционерных компаний.

Список Виктора Ющенко:

Премьер-министр Украины — Юлия Тимошенко
Первый вице-премьер-министр — Анатолий Кинах
Вице-премьер по евроинтеграции — Олег Рыбачук
Вице-премьер по гуманитарным вопросам — Николай Томенко
Вице-премьер по административной реформе — Роман Бессмертный
Министр аграрной политики — Александр Барановский
Министр внутренних дел — Юрий Луценко
Министр экономики — Сергей Терехин
Министр иностранных дел — Борис Тарасюк
Министр культуры — Оксана Билозир
Министр обороны — Анатолий Гриценко
Министр образования и науки — Станислав Николаенко
Министр здравоохранения — Николай Полищук
Министр охраны окружающей среды — Павел Игнатенко
Министр топлива и энергетики — Иван Плачков
Министр труда и социальной политики — Вячеслав Кириленко
Министр промышленной политики — Владимир Шандра
Министр транспорта — Евгений Червоненко
Министр по делам семьи и молодежи — Юрий Павленко
Министр финансов — Виктор Пинзеник
Министр чрезвычайных ситуаций — Давид Жвания
Министр юстиции — Роман Зварич
Глава СБУ — Александр Турчинов

КОММЕНТАРИЙ

Владимир ФЕСЕНКО , Центр прикладных политических исследований «Пента»:

— Формирование состава правительства, руководства центральных и региональных органов исполнительной власти стало первым серьезным испытанием на прочность команды В.Ющенко, всей политической коалиции, победившей на президентских выборах. Заговорили даже о первом кризисе новой власти. Думается, речь идет о другом — о драматичном и мучительном процессе формирования нового для Украины и более демократичного типа коалиционности, Нынешняя коалиция формируется не по административным лекалам, заданным из одного кабинета, а через согласование интересов различных политических сил. Как оказалось, дело это непростое. Этому нужно учиться, и учиться на ходу. Виктор Ющенко мог ответить отказом на кадровые претензии социалистов. Даже в этом случае Ю.Тимошенко получила бы большинство голосов в парламенте при утверждении на пост премьера. Но В.Ющенко все-таки пошел на компромисс с СПУ. И это подтверждает демократичность процесса формирования правительства. Что касается прозрачности этого процесса, то следует учитывать одно простое обстоятельство. Политика не может и никогда не будет абсолютно прозрачной. Все хорошо в меру. Нельзя превращать политический процесс в «нудистский пляж», а граждан — в политических эксгибиционистов. В случае с правительством общество должно знать не от журналистов, кого определенные политические силы рекомендуют на конкретные посты в правительстве. А вот сам процесс согласования интересов должен идти в закрытом режиме, до вынесения проекта решения на суд депутатов и общественности.

Второй принципиальный вопрос — об утверждении программы правительства. Речь все-таки должна идти не о «философии» премьера и Кабинета министров, а о программе его деятельности в буквальном значении этого термина. За «философию» проголосовали на выборах. А депутаты и эксперты должны оценивать конкретную программу. Было бы логичным подавать программу правительства вместе со скорректированным бюджетом на 2005 год и концепцией бюджета на 2006 год. И тогда стало бы ясно, а есть ли средства в бюджете на решение задач, поставленных Президентом и новым премьером. Поспешность с утверждением программы правительства внешне выглядит и как стремление уйти от тщательной независимой экспертизы этой программы, широкой общественной дискуссии по поводу ее содержания. А ведь именно за это критиковали правительство Януковича. Вольно или невольно, Юлия Владимировна повторяет ошибки прежней власти. Цель такой спешки понятна — получение годичного иммунитета от вотума недоверия со стороны парламента. Но неужели отношение к новому правительству принципиально изменится за несколько недель? Ю.Тимошенко, по сути, пытается использовать тот же «пакетный принцип», который она совсем недавно критиковала.

Что касается состава нового правительства, то оценивать его еще рано. Можно отметить лишь одно — новый Кабинет Министров по своей политической сути является коалиционным правительством. И это правительство Ющенко-Тимошенко. Сработается ли оно как единая и эффективная команда, будет ясно уже в ближайшее время. Думается, не все министры и руководители облгосадминистраций пройдут испытание на профессионализм и моральность, на результативность своей работы. Будет происходить и политический и профессиональный отбор. Вполне возможно, что уже осенью (а может, и раньше) мы станем свидетелями первых кадровых перетрясок и в правительстве и среди региональных руководителей.

Марьяна ОЛЕЙНИК, Ксения ВАСИЛЕНКО, «День». Фото Леонида БАККА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ