Новый французский президент Николя Саркози возвращается из короткого отдыха в Париж и приступает к делам. В ближайшие дни он обещает определиться с кандидатурой премьер-министра, который будет формировать новое правительство и будет осуществлять новую политику Франции. О том, какими могут быть изменения внешнего курса Парижа, наш разговор с Филиппом де Сюрменом, бывшим послом Франции в Украине, нынче председателем Ассоциации франко-украинских исследований. (www.bbc.co.uk/)
— Господин де Сюрмен, новый президент принадлежит к той же политической партии, что и его предшественник на должности, Жак Ширак. Стоит ли, исходя из этого, надеяться на изменение внешнего политического курса Франции или же господин Саркози обещает полное следование курсу Жака Ширака?
— Изменения будут иметь место в соответствии с тем приоритетным значением, которое господин Саркози предоставляет Европейскому Союзу, и с тем вниманием, которое он высказывает касательно отношений Франции с Соединенными Штатами. Все это следует рассматривать как изменение тональности в дипломатии.
— Можно ли надеяться, собственно, на изменение дипломатического тона в отношениях с Россией, которая для Жака Ширака была одним из приоритетных политических партнеров Франции?
— Это привилегированное партнерство объясняется в первую очередь теми личными отношениями, которые существовали между президентами Шираком и Путиным и которых нет либо которые, во всяком случае, еще не установились между господами Путиным и Саркози. Можно уже отметить определенную неспешность, с которой Путин послал Саркози свою приветственную телеграмму. Это является свидетельством того, что в Москве возникли определенные вопросы и сомнения.
Если же почитать комментарии российской прессы, то становится очевидным, что наблюдатели делают ставку на заведомый прагматизм господина Саркози, чтобы отношения с Россией приобрели для Франции надлежащее значение.
— И, что касается отношений с Украиной, можем ли надеяться на определенное изменение курса?
— Что касается Украины, господин Саркози очень быстро продемонстрировал свой интерес к этой стране. Уже тот факт, что он был одним из первых, можно сказать даже — первым политиком высокого ранга, кто приехал в Украину сразу после избрания Виктора Ющенко Президентом страны, свидетельствует о том, что Саркози хорошо понимает ту роль, которую играет в регионе Восточной Европы Украина. Поскольку у него самого есть семья, которая родом из Восточной Европы, он не может не быть крайне чувствительным к ситуации в этом регионе.
— Вы были Чрезвычайным и Полномочным Послом Франции во время оранжевой революции. Правдивой ли является информация, что господин Саркози установил в январе 2005 года если не дружеские, то, во всяком случае, прямые личные контакты как с Виктором Ющенко, так и с Юлией Тимошенко?
— Однозначно да, но не стоит забывать, что господин Саркози приезжал тогда в Украину как лидер политической партии. Его приезд имел тогда соответствующий смысл: он желал продемонстрировать только что избранному президенту весь тот интерес и все внимание, которое уделяет Франция установлению и развитию демократии в Украине. Они встречались лично, были установлены теплые человеческие отношения. Саркози каждый раз встречался с обоими украинскими политическими лидерами, когда они приезжали во Францию.