Рассуждения Татьяны Семик («Гуринфом может стать каждый», «День» от 5.01.2001) о цивилизованном в информационном плане человеке — гуринфе, т.е. информационном гурмане, выглядят вполне разумными. Хотя они и не отличаются новизной. Дело в том, что за границей давно существуют целые научные направления, которые занимаются освещенными в интервью вопросами взаимоотношений человека и информации и проблемой вредного влияния информационной окружающей среды. Это в частности media ecology и media literacy. Специально подаю эти слова на латинице, чтобы каждый желающий мог набрать их на клавиатуре своего компьютера и выловить из Интернета целый массив информации на эту тему. Термин «медиа-экология» впервые применил Маршал Маклюэн еще в 60 х годах ХХ ст.
В широкоизвестных книгах «Галактика Гутенберга» и «Война и мир в глобальном селе» он отстаивал мнение, что техника массовой коммуникации сама по себе оказывает мощное влияние на политику, культуру, образ мышления. Печатный станок в XVI ст. позволил поставить Библию на стол каждого христианина, умаляя этим роль церковной иерархии и содействуя распространению протестантизма. Телеграф привел к появлению такого феномена, как «новости дня». Телевидение содействовало превращению этих новостей (а заодно и политики, религии) в элемент шоу, развлечения. Именно из-за такой особенности телевидения, как остроумно замечает последователь Маклюэна американский ученый Нил Постмен, толстый или некрасивый человек сегодня не может рассчитывать на успех в избирательных соревнованиях на наивысшие государственные посты. Никсон одну из своих предвыборных неудач вполне серьезно объяснял саботажем специалиста, который отвечал за макияж. Благодаря телевидению имиджелогия и даже косметика постепенно вытесняют идеологию.
Медиа-экология так же, как и экология традиционная, имеет свою философию и, с другой стороны, прикладные отрасли, свой «Гринпис». Здесь концентрируются люди дела и действия. Действия непосредственного и прямого — пикеты, демонстрации, лоббирование ограничительных законов и тому подобное. Воюют преимущественно с экранным насилием и порнографией. Делаются соответствующие усилия и у нас. Виктор Медведчук подал проект Закона Украины «О недопущении распространения кино- и видеопродукции, которая демонстрирует порнографию, ужасы или пропагандирует культ насилия и жестокости». Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания также высказал свои рекомендации относительно демонстрации сюжетов с насилием («День» постоянно держит читателей в курсе этой работы).
Наконец стоит сказать о сотнях видеофильмов, компакт- дисков и методических разработок для специальных тренингов со школьниками Северной Америки. Их цель — привить подросткам что-то вроде иммунитета к порнографии, экранного насилия и фальсификации. Трудно сказать, насколько результативной является работа в этом направлении. Однако спад преступности в США на протяжении последних семи лет — по-видимому, всем известный факт. И это в стране, которая является основным производителем и поставщиком сюжетов с насилием на экраны планеты (!).
Рассказываю обо всем этом без наименьшего чувства превосходства относительно автора гуринфа. Ибо и сам, грешный, несколько лет назад изобретал велосипед, т.е. экологию ноосферы, результатом чего стали монографии «Патогенный текст» (Львов: Миссионер, 1996) и «Экология ноосферы» (Львов: Свит, 1997). А впрочем, понятие экологии ноосферы, как теперь кажется, могло бы употребляться рядом с уже признанным термином «медиа-экология». Тем паче, что слово «ноосфера» непременно приведет нас к наследству выдающегося украинского ученого Владимира Вернадского.
В конечном счете, все очарование общественных наук заключается в том, что в них даже изобретение велосипеда во второй, в третий или даже в сотый раз не лишено свежих мыслей и подходов. Надеюсь, что такой новизной отмечена работа и уважаемой Татьяны Семик. Единственное, чего хотелось бы пожелать, так это координации работы. Или хотя бы общения между Нацсоветом, заинтересованными людьми из парламента, учеными-энтузиастами, в том числе и из нашего, созданного еще в 1999 году во Львовском национальном университете им. Ивана Франко, Института экологии массовой информации, основной целью которого собственно и является становление и развитие отечественной медиа-экологии.