Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Финская стратегия

Кристер МИККЕЛССОН: Задача правительства помочь регионам развить свои сильные стороны
7 ноября, 1996 - 18:34

Постиндустриальное общество наряду со многими преимуществами принесло и многие проблемы. Чрезмерная концентрация городского населения сегодня рассматривается, скорее, проблемой, чем благом, несмотря на многие удобства, которые дает жизнь в большом городе. Горожане начинают по-другому ценить экологию, чистый воздух, сельские продукты питания и вообще сельскую жизнь. Как борются в Финляндии с перенаселением городов и поощряют ли жителей хуторов, сел и маленьких городишек не переезжать в города и как обеспечиваются при этом городские выгоды и возможность работать на дому. Как финское государство занимается региональным развитием и сколько на это выделяется средств? Как соотносится ответственность за региональное развитие между центром и регионами? Как в Финляндии используется high tech и информационные технологии для того, чтобы люди могли работать дома, будь-то в селах или в небольших городах? Об этом — «Дню» в эксклюзивном интервью Посла Финляндии Кристера МИККЕЛССОНА.

— Финляндия — страна с большой площадью, в которой проживает немногим более 5 млн. человек. В Финляндии нет больших городов мирового уровня. Наша страна является довольно малонаселенной. В метрополии Хельсинки-Эспо-Вантаа проживает около 1 млн. человек, и кроме того, в данный момент в некоторых районах Финляндии наблюдается быстрый рост населения. Поэтому в Финляндии также сохраняется актуальным вопрос поощрения населения, чтобы оно оставалось в других регионах. Именно государство обязано содействовать сбалансированному региональному развитию. Общие цели регионального развития Финляндии базируются на законе о региональном развитии и решении правительства о целях регионального развития. Согласно закону, одной из целей является улучшение потенциала экономического развития, развития бизнеса и промышленности, а также повышение занятости, которые базируются на опыте, стабильном развитии и гарантировании конкурентоспособности, а также процветания регионов. Другой целью является сокращение региональных отличий в развитии, улучшение условий жизни населения и содействие сбалансированному развитию. Более того, цель состоит в создании сбалансированной региональной структуры, которая поддерживает все регионы жизнеспособными. Ответственность за региональное развитие лежит на государстве, муниципалитетах, региональных советах, которые действуют как органы по вопросам регионального развития.

В Финляндии система регионального развития базируется на принципе, что об условиях жизни в регионах заботится много действующих исполнителей, хотя ответственность за это лежит на государстве. Для достижения целей регионального развития согласно решению правительства составляются специальные программы. Это программы региональных центров, сельской политики, центров экспертизы, развития островов. Солидарная политика Европейского Союза дополняет и поддерживает национальную политику.

— Существуют ли долгосрочные программы, которые поощряют людей оставаться в селах и маленьких городах? Когда подобные программы были разработаны и кем, а также как они финансируются?

— На практике нет прямого финансирования, которое направляется на то, чтобы люди оставались там, где они живут. Идея региональной политики Финляндии состоит в следующем: пытаться помочь регионам развить свои сильные стороны, чтобы привлечь бизнес, который в свою очередь создаст занятость. А это даст стимулы для того, чтобы население оставалось или переезжало в определенный регион. Множество программ посвящено тому, чтобы реализовать этот принцип. Например, существует понимание жизненной важности того, что транспортная инфраструктура должна существовать по всей территории нашей большой страны.

Правительство Финляндии устанавливает национальные цели регионального развития на фиксированный период. На практике это означает срок нахождения во власти, который обычно составляет 4 года. Базируясь на решении правительства, секторальные министерства определяют свои цели регионального развития и вписывают их в собственные региональные стратегии. Экспертиза секторальных министерств используется для идентификации средств достижения целей развития.

Министерство внутренних дел отвечает за подготовку национальных региональных целей развития вместе с другими министерствами и региональными советами. Кроме того, министерство внутренних дел отвечает за координацию, мониторинг, оценку подготовки и реализации региональных стратегических программ, а также программ в рамках закона о региональном развитии вместе с другими министерствами и региональными советами.

На региональном уровне региональные советы отвечают за общее развитие в своих регионах. Региональные советы учитывают национальные цели в своей стратегической программе, которая готовится каждые четыре года. Региональная стратегическая программа охватывает все программы, которые имплементируются в регионе и определяет, как целый регион должен развиваться в следующих годах. К примеру, имеется программа в поддержание регионального равенства, целью которой является поддержка регионов в их работе по обеспечению хороших стандартов жизни и возможностей для населения.

Правительство утвердило национальные цели регионального развития 15 января 2004 года. Это решение уточняет цели закона о региональном развитии и устанавливает приоритеты мер по региональному развитию на национальном уровне для правительства на период 2003— 2007 годы. Оно также уточняет и дополняет цели и мероприятия текущей правительственной программы. Сейчас происходит подготовка новых приоритетов, чтобы эта работа была завершена до конца 2007 года. Общие цели регионального развития базируются на законе о региональном развитии и правительственной программе. Правительство определяет три общие цели, согласно которым устанавливаются категории мероприятий: усиления региональной конкурентоспособности, обеспечение сервисных структур по всей Финляндии, разработка сбалансированной региональной структуры.

Роль секторальных министерств. Каждое министерство соответственно своей роли влияет на условия жизни людей по всей стране. Учитывая это, десять министерств разработали план региональной деятельности в своих административных секторах на следующие несколько лет. Разработанные министерствами региональные стратегии отвечают на вопросы: «Как содействовать созданию новых предприятий в периферийных регионах?», «Как сберечь рабочие места для молодых обученных людей?», «Как обеспечить предоставление государственных услуг гражданам, независимо от региона?».

Подготовленные министерствами региональные стратегии развития являются частью регионального планирования. В 2003 году регионы разработали собственные программы развития. И как следствие, правительство определило политические цели регионального развития для всей страны. Таким образом, министерские региональные стратегии развития базируются как на национальных, так и региональных целях.

Эти планы влияют на то, как используются средства. Региональные стратегические программы и стратегии министерств влияют на бюджет. Проблемы, которые отличаются от одного региона к другому, требуют различных мер. Стоимость таких мер также отличается — в зависимости от численности населения, структуры предприятий и местоположения.

Административные сектора принимают участие в имплементации целей. Министерства, которые определены согласно решения правительства от 3 июля 2003 года, устанавливают цели регионального развития и меры в административных секторах на фиксированный период. Это решение относиться к министерству торговли и промышленности, министерству транспорта и связи, министерству сельского и лесного хозяйства, министерству юстиции, министерству образования, министерству обороны, министерству внутренних дел, министерству социального обеспечения и охраны здоровья, министерству труда и министерству охраны окружающей среды. Новые региональные стратегии должны быть готовыми в течение весны 2008 года.

— Сколько средств выделяется из бюджета на региональное развитие? Помогают ли эти средства поддерживать безработицу на низком уровне?

— Фактическая сумма средств, предназначенных на региональное развитие, составляет около 1 млрд. евро. Но в широкой перспективе сумма является значительно большей, если учесть финансирование, например, инфраструктуры или правительственные субсидии местным общинам. Кроме правительственного финансирования, общины добавляют еще 50% собственных средств на программы развития. Система правительственных субсидий общинам и регулирование уровня налога гарантирует хороший уровень общественных услуг в регионах (образование, социальные и медицинские услуги).

Одним из способов распределения рабочих мест является перенос либо создание правительственных институтов или административных подразделений в других регионах, чем в столичном регионе Хельсинки. До сих пор очень мало правительственных институтов было перемещено в региональные города.

— Какую роль могут играть местные власти в сохранении людей в селах или небольших городах?

— Региональное развитие является по сути междусекторальным. Чем лучше сотрудничество между различными административными секторами, тем более эффективные меры используются. Междусекторальное сотрудничество является существенным еще на этапе планирования проектов и мер. Принятие национальных целей регионального развития предназначено для усиления региональной конкурентоспособности и экономического роста, что гарантирует способность региона действовать эффективно в условиях открытой экономики. Это может быть достижимо через улучшение экспертизы в регионах и развитие собственных возможностей. Цель состоит также в обеспечении основной региональной инфраструктуры и стандартов обслуживания. В то же время цель состоит в создании сбалансированной региональной структуры, которая поддерживает жизнеспособность всех регионов и обеспечивает более ровный экономический рост и занятость по всей стране.

Правительственные региональные административные органы и региональные администрации участвуют в фактической работе по развитию регионов.

— Как в вашей стране используется high tech и информационные технологии для того, чтобы люди могли работать дома, будь-то в селах или небольших городах?

— Работа на удалении играет определенную роль, но пока она не является очень популярной. И главным образом, дело не в технике, а в организационном и культурном уровне. Например, программа центра экспертиз играет важную роль в национальной стратегии роста, который базируется на информации и экспертизе. Программа предназначена для того, чтобы объединять местные, региональные и национальные ресурсы для использования экспертизы высокого уровня. Программа поддерживает региональные сильные стороны и специализацию, а также содействует сотрудничеству между центрами экспертизы. В Финляндии имеется 22 таких центра и они представляют 45 различных сфер экспертиз, начиная от биотехнологии до производства культурной продукции. Центры экспертизы запускают кооперационные проекты между исследовательским сектором, образовательными институтами, бизнесом и промышленностью. Такие проекты повышают конкурентоспособность компаний, усиливают и улучшают региональную экспертизу, создают новые предприятия и содействуют созданию новой инновационной среды.

Разговаривал Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ