В 60-х годах прошлого столетия в Советском Союзе в целях определения профессиональной ориентации народонаселения прошла широкая общественная дискуссия под девизом: «Физики или лирики?» При этом понятие «физики» охватывало значительно больший набор профессий, чем те, которые относились к данной области науки. Под «физиками» понимались практически все специалисты материальной области производства, особенно ученые, конструктора, изобретатели, технологи, рабочие высокой квалификации. К «лирикам» относили людей, создающих духовные ценности, в первую очередь, художников, писателей, артистов. В то время в обществе подобная дискуссия спонтанно возникнуть не могла — все проходило под контролем или инициировалось властью. Что же тогда беспокоило власть? На самом деле под этим невинным вопросом скрывалась важная социальная проблема правильности распределения производительных сил в государстве, которая актуальна сейчас для Украины.
Профессиональная структура общества определяется политикой государства, его экономическим состоянием, политической стабильностью, стратегическими задачами, межгосударственными связями и другими менее значимыми факторами. Естественно, количественные соотношения в профессиональном составе изменяются по мере развития общества. С другой стороны, существует и обратное влияние: превалирующая часть общества создает выгодные ей экономические отношения в государстве. Так появлялись страны с аграрным или скотоводческим направлением производства. И наоборот, ограниченность земельных ресурсов, например, в Японии, формирует в обществе тенденцию к получению хорошего образования и ориентирует экономику на изготовление высокотехнологичной продукции. Для нормального развития государства должен быть очень точный баланс между потребностью в производительных силах и предложением их со стороны общества.
При серьезном нарушении оптимальных пропорций между численностью производителей и потребителей, возникает опасность нестабильности государства, и оно даже может погибнуть, если перейдет из состояния производства в состояние потребления. Такие тенденции наиболее опасны для изолированных государств. Именно поэтому политика изоляции обычно применяется как санкция к государству, поведение которого не соответствует интересам мирового сообщества.
Советский Союз в экономическом отношении представлял изолированную систему. Устойчивость его общества обеспечивалась не естественными механизмами, имеющими обратную связь, а правительственной программой управления. Поэтому случайные профессиональные перекосы в обществе могли существенно усиливаться неверной стратегией развития страны. Тогда, в 60-х годах, стремясь повысить эффективность экономики, правительство решило провести ревизию участия граждан в производстве. Была поставлена задача — найти «дармоедов». В грубом приближении считалось, что общество состоит из членов, производящих материальные блага, и из потребителей этих благ — «лириков». Представлялось, что некоторая часть последних в какой-то мере полезна государству. К полезным «лирикам» отнесли историков, писателей, художников, в задачу которых входила идеологическая обработка населения. Кроме них искали тех, кого можно было отнести к паразитирующей части. К счастью, эти поиски закончились безрезультатно, так как одни «физики» в свободное время становились «лириками», а другие — жизненно нуждались в общении с «лириками».
Таким образом, сформировалась мнение, что даже «чистые» «лирики» нужны обществу. Все же власть нашла «тунеядцев», которыми чаще других оказывались «лирики».
О других специалистах, таких как экономисты, юристы, переводчики и др., тогда речь не шла, так как их количество строго регламентировалось госзаказом с необходимостью предоставления работы и даже жилья. Профессия психолога или социолога не котировалась и была чрезвычайно редкой.
К сожалению, сейчас, на 18 году существования государства Украина, появилась необходимость поднять проблему профессионального состава общества. Изменив социальное устройство, перейдя к рыночным отношениям, руководство Украины не совсем осмысленно и последовательно осуществляло реформы в духе модного сейчас в мире неолиберализма. В Украине он принял варварские формы. Страна погрязла в хищнической приватизации государственной собственности, потом — в дальнейшем ее переделе, и не заметила, как очутилась на грани катастрофы. Внутреннее состояние государства характеризуется большой политической и экономической неустойчивостью. Даже с формальной стороны соответствия критериям государственной системы, Украина имеет крайне невыгодные характеристики: отсутствует гражданская сплоченность общества, не определен путь стратегического развития, страна даже не определилась в выборе международных связей.
Конечно, при этом проблемы гражданского общества всерьез не рассматриваются, оно воспринимается как электорат. В то же время в его структуре произошли серьезные нарушения, которые уже проявляются в виде негативных тенденций в экономике. Государственная программа формирования профессиональной структуры общества не действует. Не понятно, на каких критериях основан государственный заказ на обучение специалистов, если он не соответствует стратегическим интересам государства. Даже те специалисты, которые получают образование за счет бюджета, в большинстве своем по специальности не работают или чаще всего работают в частных структурах. К сожалению, складывающаяся в Украине система профессиональных приоритетов не ориентирована на перспективу.
В экономической системе рыночных отношений престижность профессий определяется спросом. Однако связь спрос-предложение работает в стабильной государственной системе при устойчивых отношениях в обществе, чему полностью не соответствует Украина. Поэтому профессиональные приоритеты в обществе формируются не перспективами развития государства, а рекламной информацией, популярностью профессий, а также желанием получить образование с наименьшими усилиями.
Особенностью деятельности «физиков» является тесная связь с производством. Их целью является привлечение законов природы на службу человеку для улучшения его условий жизни и расширения его возможностей. Украина имела высочайший уровень научно-технического потенциала, благодаря чему создавала престижную наукоемкую продукцию, и это, в свою очередь, поднимало авторитет «физиков» в обществе. После прекращения роботы многих заводов и научно-проектных институтов упал спрос на многие профессии, характер труда которых относили к профессии «физиков».
На работающих сейчас предприятиях производственные технологии значительно устарели, а разработка новых отечественных технологий считается не рентабельной. Устранение отсталости отечественного производства идет по пути закупки иностранного оборудования, что отнюдь не стимулирует развитие собственного инженерно-конструкторского потенциала. Некоторая часть молодежи, имеющая призвание к естественнонаучному образованию, получает его у нас, но в основном для того, чтобы уехать за границу. Ситуация оказывается еще более печальной в связи с тем, что преподавательский состав этого профиля обучения катастрофически стареет, тенденции его обновления нет, и скоро получить хорошее образование в области естественных наук, техники и технологии в Украине будет невозможно. В меньшей степени обозначенные тенденции имеют место в медицине и сельском хозяйстве, хотя они также в основном ориентируются на использование зарубежного оборудования, методик и технологий.
ЧЕМУ НАС УЧИТ... ШКОЛА?
В значительной мере к отмиранию системного научного образования с его обязательным исследовательско-аналитическим подходом привело школьное обучение. Причиной этого является много факторов в системе образования. К ним относится, в первую очередь, снижение престижа профессии школьного учителя, задекларированная гуманитаризация образования и переход на тестирование знаний. Роль других факторов не столь очевидна, поэтому их обсуждение здесь нецелесообразно.
Метод тестирования знаний, безусловно, полезен для учителей, так как позволяет оптимизировать их трудозатраты. В то же время, как указывают многие ученые, увлечение тестированием радикально изменило подход к образованию не в лучшую сторону. Современное среднее образование снабжает школьника множеством фактов, но не учит аналитическому мышлению. Более-менее, решается задача формирования образного мышления и освоения алгоритмов действия. Как правило, выпускники школы не имеют четко выраженной тяги к какой-то профессиональной деятельности, а только желание заработать деньги.
В современных условиях среднее образование должно формировать навыки поиска причинно-следственных связей в событиях, явлениях, фактах. Это умение поможет индивидууму в последующем обучении в области своих интересов найти всю необходимую информацию, в том числе и ту, которую ему пытались «втиснуть» в школе.
Средства массовой информации стали мощным фактором влияния на профессиональную структуру общества. Они предлагают множество вариантов жизнедеятельности, и все они не имеют связи с производством. Широкая реклама богатой жизни и светских раутов обслуживает интересы новой профессиональной группы общества: продюсеров, менеджеров, шоуменов и других. Они зарабатывают деньги на продаже способностей талантливого человека. Мало того, они за достаточно большую сумму предлагают «раскрутить» талант, создать «звезду». Существует целая индустрия такой раскрутки прямо с детского возраста в разных областях искусства, спорта, модельного бизнеса.
НАШЕСТВИЕ «СПАСАТЕЛЕЙ ДУШ»
В системе рыночных отношений существует определенная доля риска в деловой активности и в связи с этим вообще усложнилось течение жизни. Такая ситуация создала благоприятные условия для деятельности новых для общества специалистов. Тем, у кого нет больших денег и кому не удается добиться успеха, предлагается помощь «психологов» (этим термином автор выделяет из среды «лириков» психотерапевтов астрологов, провидцев и других специалистов подобного направления). Они обещают мобилизовать жизненные возможности человека, настроить их на успех, и даже перестроить генокод. В основу программ различных психологических тренингов заложена установка на позитивное мышление и «материализацию мысли». Психологическая ориентация на позитив, безусловно, является хорошим основанием для деятельности. Но само по себе внушение не обеспечивает материального результата. Тех, кто занимается этой деятельностью, понять можно — они продают свой труд и на этом зарабатывают деньги. А вот тех, кто верит в это, понять трудно. Не усвоив законы материального мира, они являются хорошей средой для насаждения сомнительных понятий.
Можно привести множество доказательств необходимости упорного труда для достижения цели, но представляется особо точным высказывание известного физика-теоретика М. И. Каганова: «...в любой сфере человеческой деятельности ...источником результатов служит труд, к счастью, приносящий радость не только своими результатами, но и непосредственно в процессе решения еще не решенных задач». Сказанное не исключает случайностей, озарений и других вероятностных процессов. На этот счет существуют специальные математические и физические теории, но они только дополняют фундаментальные природные механизмы и процессы. Нельзя отрицать, что редкие представители указанных нетрадиционных профессий обладают уникальными способностями. Но, к сожалению, слишком многие претендуют на их роль.
В основу идеологии «психологов» заложена вера, и в этом видится ее сходство с религией. Нельзя, в общем, оспаривать нравственную полезность религии. В то же время, только недостаток фундаментального образования дает почву для веры в очень примитивные представления о создании Вселенной и человека. Фундамент такой веры сложился на очень раннем уровне научных представлений, к тому же, верить проще, чем искать основания для веры, что вообще не приветствуется всеми религиями. Поэтому те, у кого по тем или иным причинам не была заложена пытливость ума и стремление находить механизмы событий, не интересуются новыми открытиями в области науки. А они с каждым днем позволяют проникать все глубже и глубже в стройную картину Мира, где случайности играют небольшую роль, а все больше подтверждаются научные представления о взаимосвязи процессов. Вера в причинность, являющаяся основой науки, не может быть поколеблена невозможностью пока ответить на все вопросы. По-видимому, это вообще никогда не станет возможным, так как пытливый ум всегда старается заглянуть дальше.
Сейчас происходит не просто невинное сравнение ценности материальных и духовных факторов, как было во время дискуссии «физиков и лириков», а настоящая борьба коммерческих деятелей и религиозных фанатиков за души людей. И если негативная роль религии практически состоит только в исключении человека из активной общественной жизни, то психологические менеджеры часто переводят творческий потенциал человека в пассивное состояние ожидания. Причем за свою пассивность еще нужно заплатить.
Беда состоит в том, что общество все больше склоняется в сторону психологических предпринимателей, потому что оно имеет о них больше информации. Существует большая разница в поведении ученых и «спасителей душ». Первые любой свой результат обязаны многократно проверить, и после установления существования факта явления обязаны привести его в соответствие с имеющимися представлениями. Если соответствия нет, то продолжается поиск объяснения, не противоречащего законам природы. Уважающий себя ученый печатается не в СМИ, а в специальных научных журналах. Оценка его деятельности также проводится соответствующими специалистами. Никто из обывателей, естественно, специальных журналов не читает и о большинстве открытий вообще не знает. Лишь о самых крупных он узнает из популярных статей или встречаясь с техническим изделием, использующим открытие. Таким образом, об успехах научного мира знает очень ограниченная часть общества.
Ничего подобного в деятельности психологических менеджеров нет. Каждый из них работает по своей «уникальной» методике, которая не прошла путь, подобный исследовательской программе. Публикация о ней носит обычно рекламный характер, не раскрывая ее сущности, так как она имеет коммерческое значение. Поэтому проверить эффективность такой деятельности невозможно.
В то же время в отношении методик влияния на человека должна быть высокая степень ответственности. Например, даже простое внедрение нового лекарства ответственной фирмой проводится с длительной проверкой и набором значительной статистики его действия, сравнением лечения с контрольной группой и установлением побочных явлений и противопоказаний. Возможно, столь требовательное отношение к деятельности «психологов» выглядит не обоснованным, а сравнение ее с лечением медицинским препаратом вообще неуместным: препарат может быть вреден, а она нет. Это ошибочная точка зрения. В тщательно подобранной дозе обе методики лечат. «Психологи» в определенных случаях успешно выполняют эту задачу. Но когда они стали претендовать на создание психокульта в обществе, их деятельность подобно большой дозе лекарства стала вредить. Если передозировка лекарства проявляется быстро, или нецелесообразность его применения устанавливается более-менее легко, то ошибочность психологического метода выявить практически невозможно.
В течение сотни лет профессиональный психолог помогал человеку установить веру в себя, в свои возможности, и это было отлично. Но когда «психолог» с целью получения дохода от профессии начинает играть роль священника, а не модератора, его деятельность принимает другие формы и решает другие задачи. Он старается привязать клиента к себе, формируя внимание на вере, иногда совмещая ее с Богом, создавая многоступенчатость в достижении этой веры. Прохождение этапов совершенствования в укреплении веры затягивается и заставляет клиента нести значительные расходы. Все это называется психотренингом или еще более сложным термином. Эти методики перестраивает клиента на ожидание результата от веры. Как правило, за это время с клиентом произойдет что-либо положительное. Во-первых, в жизни всегда имеют место положительные моменты, во-вторых, на психологические тренинги в основном идут ищущие целеустремленные люди, у которых вероятность таких моментов достаточно велика. Все достижения в жизни объявляются достижениями «психолога», а отрицательные случаи не принимаются во внимание.
Следует отметить, что некоторые методики психологической обработки основаны на глубоком научном подходе и являются достаточно эффективными в задаче подчинения человека. К сожалению, они также эффективно отвлекают человека от творческой деятельности. Поверившие в действенность Духа, почему-то не видят, что все вокруг них создано физическим и интеллектуальным творчеством подобных людей, но овладевших биологией, химией, физикой, математикой или любой из бесчисленных производных от этих наук. Здания, машины, продукты, энергетика и многое другое — все являються результатами материального производства.
КАДРЫ ДЛЯ «СПЕКУЛЯТИВНОЙ МОДЕЛИ»
Доля «физиков» в обществе значительно уменьшилась за счет увеличения численности представителей профессий, близких к торговле, учету и праву. В государстве выстраивается спекулятивная модель экономики, в результате чего появились громадные прослойки ничего не производящих профессий — маркетологов, дилеров, мерчендайеров и т.д. Резкое возрастание количества малых предприятий с соответствующей необходимостью бухгалтерского учета привлекло массу людей, которые согласны заниматься достаточно трудной, но рутинной работой. В рамках стабильного законодательства она выполнялась бы по определенному алгоритму. Но в Украине бухгалтерский учет стал одним из самых трудозатратных видов деятельности, тем не менее, профессия бухгалтера является привлекательной благодаря надежному спросу.
В государстве с бездействующим законодательством, высоким уровнем коррупции, в том числе в судах, защита права человека становится насущной проблемой. Поэтому возник большой спрос на юристов. С другой стороны, сама профессия обеспечивает надежный доход, что делает ее престижной. В любой ситуации, связанной с Законом, юридический чиновник может создать проблему и всячески ее усложнить с тем, что для ее решения приходится обращаться к нему же за помощью «в частном порядке» или в сопряженную частную фирму.
В численности представителей множества других профессий за последние годы больших изменений не произошло, но в общей их массе «физики» практически растворились. Таким образом, научно-технический потенциал Украины значительно уменьшился.
Возможно, не стоит сокрушаться по произошедшей перестройке общества и превращению его в потребительскую структуру. Каждый член общества все-таки является потенциальным потребителем, и вынужден зарабатывать материальные средства, создавая их, или увеличивая наценку на товар. К сожалению, последний способ заработка стал у нас преобладать. Наши возможности выглядят хуже, чем в классической «банановой» республике — бананы у нас не растут, а все, что мы можем предложить, другие предлагают дешевле. Даже украинское золото — зерно не приносит аграриям больших доходов. Существует мнение, что у нас теперь открытая экономика, и даже при переходе на потребление импорта, она будет функционировать. Однако это путь потери государственности.