Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Галерея современного искусства... под открытым небом

В Вышгороде на Киевщине открылся скульптурный пленэр
8 сентября, 2008 - 20:27
ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ НАДЕЮТСЯ, ЧТО ПЛОЩАДЬ СТАНЕТ ЛЮБИМЫМ МЕСТОМ ДОСУГА И ОТДЫХА ДЛЯ ВЫШГОРОДЧАН / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Накануне выходных в городке Вышгород Киевской области состоялась неординарное событие — открытие скульптурного пленэра, посвященного 1020-летию крещения Руси, и закладка капсулы на месте будущего памятника Святым Борису и Глебу.

«Идея организовать скульптурный пленэр родилась давно, — говорит главный редактор журнала об искусстве «Аура» и куратор пленэра Юрий Комельков. — Ведь в последний раз на Киевщине он проводился ровно 20 лет назад. Однако мы все не могли определиться с его тематикой. Но когда началось празднование юбилея крещения Руси-Украины на государственном уровне, тема обозначилась сама по себе. Правда, думали, а может, провести мероприятие на берегу Днепра... Однако решили, что там людно только в выходные. И вдруг вспомнился исторический городок Вышгород, тем более, что мой замысел разделял глава Вышгородского районного совета Ярослав Москаленко. Город уже многого достиг. Однако сейчас это уже совершенно другое качество его развития. Он стремится стать все более уютным и красивым. А в красивом городе хочется жить».

Вышгород, который фактически теперь является пригородом Киева, — один из самых старых городов Украины. Первое упоминание о нем датируется 946 годом. Он был ближайшей к столице резиденцией великих киевских князей. Во времена Ярослава Мудрого стал духовным центром. С 1020 года здесь находятся останки первых украинских мучеников Бориса и Глеба. В 1072 году построен деревянный храм в честь этих святых. А в 1115 году внуки Ярослава Святополк, Владимир Мономах и черниговский князь Олег Святославович построили большой каменный собор-мавзолей и украсили гробницу князей золотом и драгоценностями.

Капсулу на месте будущего памятника Борису и Глебу заложили посреди большой, реконструированной в этом году, площади, похожей на те, где когда-то украинцы собирались общиной на вече. По словам городского головы Виктора Решетняка, со временем там будет построен историко-мемориальный комплекс с монументами тем государственным деятелям, которые в разные исторические времена были причастны к становлению и развитию Вышгорода, в частности, княгине Ольге, князьям — Святославу, Владимиру, Ярославу Мудрому... А пока площадь обрамляют десять модерновых скульптур. Этакая галерея современного искусства с постоянно действующей экспозицией под открытым небом! Очевидно, логично начинать осмотр с работы «Райское дерево» Василия Ярыча, то есть с начала создания мира. А далее друг за другом воспроизведены самые ключевые библейские герои и сюжеты, а также мини-история уже христианской Руси-Украины. Названия композиций говорят сами за себя: «Мать и дитя» Александра Дяченко, «Возвращение» Ивана Салевича, «Княгиня Ольга» Леонида Козлова, «Кирилл и Мефодий» Андрея Дацко, «Антоний и Феодосий Печерские» Петра Глемазя, «Молитва» Николая Билыка, «Дорога к свету» Григория Кудлаенко... Работы сделаны из крымского камня, имеющего свойство со временем из светлого становиться более темным. Еще век-два назад из него строили замки в Украине и Европе. Каждая работа с наступлением сумерек подсвечивается. И вокруг становится так уютно. «Вечером эти скульптуры выглядят даже какими-то мистическими, — говорит советник главы Вышгородского районного совета Лидия Кордон. — К ним хочется подойти. Около них хочется побыть. Они — будто сильные позитивные энергетические сгустки».

А может — символы? Или указатели? Куда нам идти? И как дальше быть? Как, например, произведение Ивана Салевича «Возвращение», в котором сразу прочитывается притча о блудном сыне. «Это — моя пластическая версия притчи о блудном сыне, — рассказывает автор. — Искусство — мышление, то есть как художник мыслит в объеме и пространстве и насколько он может теми средствами выражения, которые характерны для скульптуры, создать убедительный образ, иначе говоря, выразить тему. «Возвращение» — непростая в восприятии композиция, впрочем, как и другие, ведь все — нестереотипные. Они побуждают зрителя к сотворчеству. Эти скульптуры — будто обращение к нашему иррациональному началу, подсознанию. И поэтому, чем богаче внутренний мир человека, тем данная скульптура будет давать ему больше пищи для развития фантазии. Возвращение — вечная тема, в которой сконцентрирована христианская мораль — прощение. Но в ней для нас, украинцев, звучит еще один, на мой взгляд, важный аспект — возвращение к духовным ценностям. Нужно перестать лукавить перед самими собой и друг другом, как это делают многие государственные мужи перед народом и, в конце концов, начать честно и ответственно жить».

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ