Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Гавр». Человечность

6 декабря, 2011 - 22:03

Новый фильм знаменитого финского режиссера Аки Каурисмяки, показанный на кинофестивале «Уик-энд» в Каннах», поражает изысканной анахроничностью

По своему содержанию «Гавр» — о всеобщем добре и о награде за добрые дела. По форме — это посвящение французскому и вообще классическому кино: щемящая музыка с подчеркнуто архивным глуховатым звучанием, сентиментальная окраска (но не наполнение) сюжета, звезда ранних фильмов Годара и Трюффо Жан-Пьер Лео в роли соседа-доносчика; главного героя зовут Марсель Маркс — в Марселе начинается действие хрестоматийного фильма Годара «На последнем дыхании», а братья Маркс — гении кинокомедии.

Вот в этой ретроспективной реальности, также обозначенной дисковыми телефонами, бакалейными магазинами и стереотипными багетами, вдруг возникает Другой — эта извечная проблема европейской ментальности — в облике чернокожего подростка по имени Идрисса, который пытается попасть к своей матери в Лондон.

Непрошеный гость становится вызовом для безликого государственного аппарата, обрушившего на ребенка и на тех, кто ему помогает, свою репрессивную мощь. Против тирании порядка составляется заговор добрых людей, в котором участвуют и мелкие торговцы, и строгий на вид служака-детектив.

Каурисмяки использует приемы, которые у другого кинематографиста выглядели бы нестерпимыми жанровыми клише: от цветущей вишни в финале до образов верной жены и вышеупомянутого следователя со шляпой и усиками а-ля Эркюль Пуаро.

Логика увиденного в других фильмах подталкивает нас к заранее определенной развязке, но режиссер виртуозно нарушает все правила: добро должно получить награду уже в этом мире. Опять-таки — у менее талантливого автора такие повороты, такой избыток оптимизма или эмоциональности выглядел бы вульгарно, однако Каурисмяки уравновешивает все это тонкой иронией, сдержанной и убедительной игрой актеров.

Так что перед нами пусть ироничная, но все равно сказка. Как во всякой умной сказке, открытого поучения здесь нет, а вот пищи для размышлений — сколько угодно. Подобного без кавычек гуманного искусства сейчас вообще не хватает в мире, тем более на нашей травмированной нетерпимостью территории, где всех разделяют и изолируют по цвету кожи, религии, политическим убеждениям. Я видел, как растрогал «Гавр» даже убежденных расистов. Спасет ли мир хорошее кино — неизвестно, а вот несколько пропащих душ все же вытащит из мрака.

Автор выражает благодарность кинотеатру «Київ» за содействие в подготовке материала.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ