Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Газ и маски

11 февраля, 1996 - 20:08
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Такого у нас еще не было. Долго откладывавшееся и наконец состоявшееся во вторник заседание СНБО нанесло очередной удар по нашей государственности и усилило хаос как в управлении страной, так и в головах граждан. Единственное, что радует: за самым влиятельным в стране круглым столом не рассматривался вопрос о пересмотре газовых контрактов между «Нафтогазом» и «Газпромом». Сообщая об этом, секретарь СНБОУ Раиса Богатырева сообщила также, что на заседании не шла речь и о «РосУкрЭнерго». А по какому же поводу тогда махали кулаками после газовой драки люди, ответственные за безопасность и оборону державы?

По словам Богатыревой, речь шла о том, как смягчить последствия газовых контрактов для экономики Украины. И при этом отмечалось, что для страны важно, чтобы цена на транзит была рыночной — тогда бы страна имела дополнительные поступления в бюджет от трех до пяти миллиардов долларов, положительный баланс своего главного бюджетообразующего предприятия — НАК «Нафтогаз Украины» и не боялась бы его дефолта.

Положительная программа из «если бы да кабы», как известно, не получается и особых надежд не порождает, хотя Богатырева все же что-то такое «питает», а нас уверяет, что «это будет сделано абсолютно корректно»...

Что и как? Минимальную информацию для ответа на этот вопрос можно почерпнуть как из обвинений в адрес руководства страны, сделанных премьер-министром, так и из встречных обвинений и оправданий, с которыми после заседания выступил главный заместитель Богатыревой Степан Гавриш. Он, в частности, напомнил, что премьер-министр в интервью журналистам назвала целью СНБО возврат «РосУкрЭнерго» на газовый рынок, а сам СНБО «крышей для коррупции». Думала ли премьер в эти минуты, о чем и для какой аудитории говорит и какие последствия это может иметь для мировоззрения молодого поколения? Ведь СНБО — это не просто сидящие там люди, включая и премьер-министра. Это — государственный орган, который должен работать и после того, как уйдет его нынешний состав. Но сохранится ли доверие после таких высказываний премьера, как, впрочем, и к ней самой? И могла бы вспомнить, что развал СССР также начинался с дискриминации руководящих органов страны.

СНБО для страны — особый орган. Его материалы и решения зачастую носят закрытый характер и содержат секретную информацию. В данном случае их также не предполагалось обнародовать, о чем премьер, как и другие участники, была предупреждена. Таким образом, как отметил Гавриш, она, сделав заявление для прессы, нарушила закон. Но самое главное, что содержание ее заявлений, по его словам, не соответствовало ни цели заседания, ни ходу дискуссии, ни содержанию документов. Заместитель секретаря пояснил, что материалы и решения заседания носили закрытый характер и содержали тайную информацию, о чем премьер, как и другие участники, была предупреждена. Таким образом, она, сделав заявление для прессы, нарушила закон. По словам Гавриша, содержание этих заявлений не соответствует ни цели заседания, ни ходу дискуссии, ни содержанию документов. Он пояснил, что целью заседания СНБО было дать правительству возможность расширить дискуссию с участием Президента и парламента для создания антикризисной программы по преодолению ситуации, которая сложилась в сфере энергетической безопасности Украины.

«Мы считаем, что угрозы энергетической безопасности достигли максимума после подписания газовых соглашений. ...Премьер-министр действовала недобросовестно и неадекватно ситуации, которая имела место на заседании СНБО, и предоставила информацию, которая является обманом и не соответствует действительности», — подытожил Гавриш.

Интерес представляет также еще одно заявление Богатыревой, в котором она солидаризировалась с мнением, высказывавшимся в «Дне» по поводу российского кредита Украине: «Российская Федерация может, преследуя цель получить дивиденды и добраться до определенных активов, возможно, до ГТС (газотранспортной системы. — Авт.), преподнести нам эти деньги». Богатырева подчеркнула, что правительству нужен этот кредит, чтобы покрыть дефицит бюджета, составляющий, по оценкам специалистов, более 7%.

Судя по всему, Тимошенко нужно наказывать. Но, похоже, на СНБО не могли придумать, как. Выход подсказала глава следственной парламентской комиссии Инна Богословская, которая намерена подключить к этому делу Генеральную прокуратуру. «Я завтра обращусь с депутатским запросом в Генеральную прокуратуру с требованием открыть уголовное дело и отстранить премьера от должности», — сказала она журналистам.

Естественно, официальная Москва делает вид, что ей наш внутренний управленческий конфликт, как говорится, побоку. Правда, независимые российские журналисты так не считают. Правда, независимым российским журналистам, и они в очень жестком стиле подводят итоги газового противостояния двух стран. Интернет-издание maydan.org.ua вывесило статью известной московской журналистки и писательницы Юлии Латыниной, самым интересным местом которой является, пожалуй, генезис газово-политических противоречий. Вот что она пишет: «Предположим, что посредник сильно завышал суммы потраченных денег, покупая собственные активы и спонсируя «Нашу Украину», а завышенную смету расходов представлял в Москве как «расходы на Ющенко»... Предположим, что Президент Ющенко, хотя и позволял посреднику финансировать «Нашу Украину», совершенно не воспринимал это как потерю политической самостоятельности. Он вовсе не считал, что его купили или что его можно купить. При этом гнев Кремля против Ющенко рос в геометрической прогрессии, потому что посредник докладывал, сколько потрачено на Ющенко, а толку для Москвы не было. Ющенко-то ведь и не знал, что его купили». И далее следует очень интересное продолжение: «...премьером стала Юлия Тимошенко, с которой посредник никогда не смог бы договориться и которую никогда не смог бы купить, потому как, что бы ни предложил посредник, это будет только часть, а Тимошенко нужно все».

А что нужно гражданам Украины? Они хотят услышать о том, как наша власть добивается смягчения кризиса, стабильности, создания новых рабочих мест. Но с этого фронта пока никаких новостей. Зато по телевизору ежедневно идут разоблачительные шоу, где политики обмениваются не идеями, а уничижительными заявленими. Как сказал экс-спикер парламента Арсений Яценюк: «Газ сорвал маски...»

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ