Правда ли, что украинская женщина способна экономить на всем, в том числе и на питании, чтобы купить красивую обувь? Вчерашняя конференция производителей обуви и других товаров из кожи положительно ответила на этот вопрос. Вот только она пока не смогла решить более трудную задачу: как победить в конкуренции за украинский рынок.
По чистой случайности одновременно с заседанием украинских обувщиков в Украинском доме проходила выставка моделей итальянской обуви будущего сезона, на которой были представлены сорок ведущих фирм. Одни из них впервые выставлялись в Украине, другие уже несколько лет успешно работают на нашем рынке. Даже беглый мужской взгляд определил: это будет носиться и золушкой, и королевой. Но что может противопоставить утонченному итальянскому дизайну отечественная промышленность? Каковы ее шансы в конкуренции? Отвечая на этот вопрос, Патрик Коста — представитель фирмы Альберто Гоззи — сказал «Дню»: «Мы, итальянцы, уделяем очень много внимания прежде всего стилю модной обуви, над ним работают высококлассные специалисты, что и определяет качество нашей продукции. А с украинским производством разница весьма существенна — потому что на это уходили годы, и опыт работы у итальянцев гораздо больше».
Впрочем, в конкуренции с европейскими обувными грандами Украина в последнее время добилась все-таки кое-каких результатов. По словам президента лиги «Укршкiрвзуттяпром» Александра Бородыни, итальянцы уже жалуются на то, что им удается продать в Украине втрое меньше продукции, чем украинским производителям в Италии.
Что и говорить, искушение выдать желаемое за действительность еще с советских времен прочно укрепилось в нашей ментальности. Ведущий эксперт Киевской торгово-промышленной палаты Маргарита Човгар объяснила ситуацию следующим образом: «Наши предприятия «Риф», «Лагостелан» и другие, работающие по давальческой схеме, изготавливают прекрасную обувь для Италии. Эта схема учит нас работать по европейским нормам и стандартам, и в этом плане она нам очень нужна. Отсюда и приводившееся соотношение обувного экспорта двух стран. К сожалению, такая схема не дает нашим предприятиям возможности подняться, но какое-то время продержаться как на отечественном, так и на зарубежном рынке с ее помощью можно. А в дальнейшем, когда заработает наш кожевенный рынок, появится современная отечественная фурнитура, опыт «давальческой» работы может дать толчок к развитию...».
Сегодня же ситуация в кожевенной и зависящей от нее обувной промышленности, как говорится, аховая. По словам заместителя министра промышленной политики Владимира Новицкого, при наличии в стране мощностей, способных полностью обеспечить потребности населения, Украина производит всего 0,3 пары обуви на каждого своего гражданина. Причина такой ситуации также не является секретом. Отечественные обувщики работают в условиях жесткой и далеко не всегда добросовестной конкуренции. Причем государство, или, скорее, его чиновничество, по всей видимости, не заинтересованно в том, чтобы принять элементарные меры для защиты собственного рынка. Потери страны из-за завоза обуви по заниженной таможенной стоимости только в прошлом году, по подсчетам специалистов-обувщиков, составили три миллиарда гривен! Достаточно сказать, что декларируемая стоимость импортной кожаной обуви еще недавно составляла 40 центов за пару. Естественно, что в этих условиях нечего и говорить о нормальной конкуренции. Для украинских производителей выбор очень узок: или давальческая схема, или «тень». В последнее время эту проблему с помощью соответствующего госкомитета удалось несколько сдвинуть с места. Теперь таможенная стоимость пары кожаной обуви поднялась до $5. Но, как говорит Бородыня, революции все же не произошло, хотя в прошлом году был лучший сезон за последние шесть лет.
Зато нынешний год несет отечественному сегменту этого рынка новые угрозы. На горизонте маячит вступление в ВТО, и украинские обувщики, чью продукцию относят в разряд наиболее «чувствительной», пытаются лоббировать свои интересы, требуя справедливых правил игры, защищающих рынок от беспрепятственного проникновения товаров из Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, где уровень зарплаты существенно ниже, чем в Украине. Среди мер, направленных на выживание украинского легпрома и, в частности, кожевенников и обувщиков, предлагается распространить эксперимент, проводившийся в Черновицкой области, на все регионы Украины.
Но больше всего сегодня беспокоит обувщиков намерение некоторых лоббистских групп в парламенте добиться отмены вывозной пошлины на шкуры животных, обеспечившей, начиная с 1997 года, рост производства кож в Украине в 2,5 раза и обуви — в два раза. Тогда как до принятия соответствующего закона производство ежегодно сокращалось на 20-30%. Как указывают обувщики в своем обращении в парламент Украины, отмена ограничений на экспорт этих базовых сырьевых ресурсов выгодна лишь экспортерам- посредникам, действующим преимущественно в тени и наживающимся на известных схемах возмещения НДС. Они опасаются, что в этом случае лишь за один сезон из Украины будет вывезено едва ли не все стадо. Народный депутат Иван Василык («Наша Украина») также высказывается за то, чтобы снять эти ограничения. В разговоре с «Днем» он рассказал, что Украина практически не получила ни одной гривни от упомянутой пошлины, поскольку экспортеры пользовались льготами, предусмотренными соглашениями о свободной торговле со странами Балтии и Молдовой, а затем использовали схемы реэкспорта в Италию и Испанию. Депутат считает, что за время действия закон практически сбалансировал внутреннее производство и экспорт и позволил возродиться украинской кожевенной и обувной промышленности. Василык предлагает «уменьшить до экономически выгодной ставку пошлины (10% против действующей 30%), чтобы фирмам было выгодно этим заниматься». Обувщики считают этот вариант более мягким, но указывают, что он откроет путь для массового экспорта кожевенного сырья. Украинские «золушки», а к ним можно отнести и обувщиков, еще как следует и не занявшись «обувными стилями», могут утерять заветную «туфельку», только-только приоткрывшую им путь на свой и чужие рынки.