Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Геноцид в пространственном измерении

Украинский институт национальной памяти и Научно-производственное предприятие «Картография» выпустили уникальную карту «Украина. Голодомор 1932—1933»
1 июля, 2010 - 19:35
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Правдивые факты о трагедии, четко, пусть даже немного «сухо» изложенные, производят на честных, мыслящих людей несравнимо более сильное впечатление, чем слишком эмоциональные «призывы». Потому что правда способна сама говорить за себя — при условии, конечно, если очистить ее от злостных инсинуаций, мифов и искажений.

О трагедии Голодомора 1932—1933 годов в Украине писали политики, историки, литераторы, философы, социологи; Киево-Могилянская академия на основе разработок незабываемого Джеймса Мейса выпустила четыре тома устных рассказов и свидетельств тех, кто пережил Великий Голод... Исследовали эту катастрофу Украины в разных аспектах: правовом, психологическом, ментальном, этнополитическом. И вот теперь украинские читатели получили новое, действительно уникальное издание: впервые в нашей стране геноцидный террор голодом передан (причем на высоком научном уровне, как историческом, так и географическом) в виде сводной, фундаментальной карты, на которой приведены тысячи и тысячи сел, потерявших во время трагедии половину, две трети, немало из них — вообще всех жителей.

Карта выпущена Научно-производственным предприятием «Картография» совместно со специалистами Украинского института национальной памяти и названа коротко «Украина. Голодомор 1932—1933». Ее презентация состоялась 30 июня в Украинском доме. Важно отметить, что это первое такое издание, имеющее не только замечательное графическое оформление, но и хороший «текстовый ряд», убедительные схемы. Так, на карте мы видим места захоронения жертв Голодомора и памятные знаки, установленные в честь погибших, а также (это является очень важным!) видим отметки на «черных досках» — специального внесудебного репрессивного мероприятия за «невыполнение хлебозаготовок». Известно, что занесение села на «черную доску» означало фактически смертный приговор для его жителей (а так нередко карали целые районы), потому что речь шла о полной изоляции, изъятии всего продовольствия, запрещении ввоза любых товаров, других жестоких репрессиях. Поданы дополнительные карты: «Смертность от Голодомора (1932—1933 гг.)», «Крестьянские беспорядки (в 1930 г.)», где, заметим, указаны также пути переселения в вымершие районы Украины граждан из других советских республик (прежде всего, из России и Беларуси) и районы крестьянского сопротивления коллективизации. На обороте карты размещен текст «Голодомор 1932—1933 годов в Украине: причины и механизм геноцида» и большое количество документальных фотографий 30-х годов. Размер карты 66х96 см, масштаб 1:1500 000 (в одном см — 15 км).

Руководитель Украинского института национальной памяти академик Игорь Юхновский, известные общественные и политические деятели Леонтий Лукьяненко, Дмитрий Павлычко, первый заместитель председателя Государственной службы геодезии и картографии Иван Заяц, директор Научно-производственного предприятия «Картография» Ростислав Сосса подчеркивали с полной ответственностью: карты такого типа в Украине еще никогда не было. Как заметил академик Игорь Юхновский, при подготовке карты к печати были использованы апробированные научные данные серьезных специалистов, а именно — расчеты Института демографии и социальных исследований НАН Украины, которые показывают уровень смертности в те страшные годы (тематика сверхсекретная все последние десятилетия!). Эта карта, по мнению выступающих, является наглядным, вечным напоминанием грядущим поколениям о том, что именно, как и почему происходило в 1932—1933 годах, напоминанием о том, что мы действительно являемся бессмертной нацией, потому что пережили такое, но выстояли, не исчезли с лица земли. Почему это небывалое преступление стало возможным? Потому что мы были на своей земле, но не в своем государстве. Именно поэтому каждый человек должен чувствовать для себя чрезвычайную важность украинского государства, нашей соборности и независимости.

Были и критические замечания, однако они касались не самого издания, а недопустимо малого его тиража — всего 3000 экземпляров (необходимо, по крайней мере, в 10 раз больше; в ответ на упреки руководитель Госслужбы геодезии и картографии сослался на то, что его структура, между прочим, государственная, в этом году не получила от государства ни единой копейки). Говорилось и о том, что крайне необходимо разместить карту в интернете, и это следует сделать как можно быстрее. Но все это не может приуменьшить весомость духовного события, которое состоялось. И многие из выступающих говорили, что теперь на повестке дня стоит уже другое, более сложное задание: подготовить научно выверенный, подробный Атлас Голодомора, где были бы освещены потери по каждой области, району и селу Украины (пока что такими данными научные работники еще не владеют). Это — дело будущего, но хочется верить, что это — будет.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ