Знаете ли вы, сколько весят и как долго живут бурые медведи? А чем отличаются друг от друга белые, желтые и красные звезды? Какова толщина земной коры? Для ребят из киевской школы-садика «Родзинка» по силам ответить не только на эти энциклопедические вопросы, но и на множество других, не менее сложных для детишек столь юного возраста. Если вы думаете, что в этом детском учреждении собирают под одной крышей одних вундеркиндов, то вы глубоко ошибаетесь, — там обучаются самые обычные дети, но по очень необычной методике. Не спешите жалеть юные головы из- за перегрузки избыточной информацией, ведь необычность данного метода обучения и заключается в том, что запоминать-то особенно ничего и не приходится, — все задерживается в голове как бы само собой, без приложения усилий и потери времени. Так учиться может каждый — здоровый и больной, взрослый и двухлетний ребенок. Чудесный способ передачи учебной информации заключается в том, что она пропевается, то есть передается песней. Песня же эта особенная, и создавать ее приходится большому коллективу людей.
Начинают работу педагоги и ученые. Они выделяют большой раздел энциклопедических знаний по той или иной теме. Затем в этом огромном объеме информации обозначают ключевые моменты, которые должны войти в содержание песни. Следующий подготовительный этап к созданию поэтического текста — дело психологов. Они разрабатывают идеи, которые будут формировать жизненные ценности ребенка (воспитательные моменты, как говорят педагоги). Таким образом, задача поэта — не только отразить действительность в художественных образах, но и заложить в нее конкретные научные знания, используя термины. Теперь поэту остается лишь придумать понятный ребенку сюжет, смоделировать жизненную ситуацию, в которой бы могла уютно разместиться отобранная информация.
Готовый текст «укладывают» на музыку под руководством медиков. Композиторы должны подобрать такой ритм для мелодии, чтобы он был благоприятным для работы мозга, не переутомлял его, чтобы позитивно влиял на ритм сердца и не сбивал индивидуальные биоритмы ребенка.
Для хорошего восприятия информации процессы возбуждения и торможения должны быть уравновешены. Например, рок-музыка сильно возбуждает работу мозга, (если ее использовать как сопровождение во время занятий), но очень быстро наступает утомление.
Автор новой музыкальной техники обучения — Наталья Яновская, владелец патента на изобретение данной методики, кандидат медицинских наук, председатель правления Международного благотворительного фонда «Духовность и здоровье». По ее словам, двухлетняя апробация методики показала, что она пригодна как для здоровых детей всех возрастных категорий, так и для детей, имеющих проблемы со здоровьем. «В частности, она хороша для тех, кто плохо видит или недостаточно хорошо слышит, у кого задержка в психо-физическом развитии или имеются психоэмоциональные отклонения. Особенно эффективно осваивают знания в пении левши, одаренные дети, находящиеся на домашнем обучении школьники. Методика музыкотерапевтической педагогики основана на лечебно- оздоровительных свойствах музыки, песни. Она содействует психоэмоциональной коррекции человека, гармонизации личности и межличностных отношений», — говорит Наталья Николаевна.
Эта техника содержит в себе 17 самостоятельных новшеств-изобретений. Они касаются разных способов подготовки и записи на носители информации, а также методики использования этой информации во время учебы. Способ используется при обучении основам естественных и гуманитарных наук. Базируется данная разработка на особенностях работы полушарий головного мозга. Оба полушария внешне очень похожи и постоянно взаимодействуют друг с другом, отвечая при этом за разные виды деятельности человека. Например, левое контролирует логическое мышление и речь, а правое — творческую деятельность. Активация же одного полушария угнетает действие другого. Методики, которая бы задействовала в равной степени оба полушария в процессе получения информации, по словам специалистов, никто в мире раньше не придумал. Это под силу только пропетому слову, заметим, пропетому, а не произнесенному под музыку.
Как известно, у каждого из нас — свой доминирующий канал восприятия. У одного преобладает зрительный, у другого — слуховой, у кого-то — кинетический. И это обязывает педагога готовить разные учебные программы с учетом индивидуальных особенностей. Ведь при традиционных методиках в выигрыше оказываются только те дети, у которых особенности восприятия совпадают с учителем. При несовпадении этих особенностей у ребенка может возникнуть внутренний конфликт, что может «убить» тягу к знаниям. В новой технике кроме пропевания задействуется и видеоряд, состоящий в значительной мере из картин известных художников, а также и система движений, сопровождающих пение. Так что, независимо от доминант, информация усваивается в равной степени.
Наталья Николаевна, как специалист по развитию функций мозга у ребенка, акцентирует внимание на том, что в современной педагогике далеко не всегда учитывается тот фактор, что полушария мозга «дозревают» неравномерно. Она отмечает: «Зачастую педагогами неоправданно переоценивается роль левого полушария (логического мышления) и недооценивается роль правого (наглядно-образного мышления) в развитии умственных способностей. Ученые и медики разных стран мира с тревогой заявляют о том, что «левошарное» мышление хоть и проявляется до 12-летнего возраста, однако ограничивается лишь элементарными действиями. Усиленное искусственное развитие еще слабой коры левого полушария приводит к еще одной утрате — более сильному угнетению функции правого полушария мозга. Именно поэтому многие дети в начальной школе не в состоянии усваивать школьную программу, намного превышающую их потенциальный уровень. Недооценка этого явления опасна, так как может негативно отразиться на развитии творческих способностей, на способности воспринимать произведения искусства. Другими словами, это — «черная дыра», через которую «выветриваются» способности и одаренность ребенка».
Для обучения детей по новой методике создается ряд пособий и их серия называется «Песнезнайка». Пока разработаны и выпущены материалы по двум темам — «Животные» и «Вселенная». Первая тема апробировалась в детском саду, вторая — в младшей школе. Основы знаний о Вселенной заложены в восьми песнях, к которым прилагается вторая часть энциклопедии в виде красочной занимательной книжки, где материал изложен доступным для детей языком, но намного полнее и глубже, чем это было в песнях.
Данная техника сначала использует введение информации на подсознательном уровне, когда ребенок просто слышит песню как развлекательный фон. Затем отдельные фрагменты песни учитель использует как опорные знания для углубления представления о предмете, а затем — самостоятельная работа по второй части энциклопедии, интерес к которой «провоцируется» всей предыдущей работой. Дети из школы «Родзинка» сказали корреспондентам «Дня», что им очень нравится так учиться, потому что это интересно, легко и весело. Умные песенки увлекли даже некоторых родителей, которые выучили их по собственной инициативе, заинтересовавшись содержанием, когда проверяли у детишек домашние задания.
Данная методика в 2001 году была запатентована в России, в 2002 году — в Украине. Сейчас она проходит стадию международного патентования. В данный момент авторы разрабатывают тему «Украинская история» и собираются продолжить работу по созданию необычной энциклопедии и по другим школьным предметам. Возможно, что их работа приведет к революционным изменениям в нашей традиционной школе и раскрепостит детей. Ведь нередко ребята из обычных школ сетуют на то, что раннее обучение и сложные программы забирают у них детство.