Беглый взгляд на предвыборные программы и заявления тех блоков и партий, которые, очевидно, составят большую часть новой Верховной Рады, вынуждает признать, что, в отличие от предыдущего состава украинского парламента, во-первых, должна проявиться тенденция к повышению роли парламента в формировании внешней политики страны, и во- вторых, большая часть политических сил (включая даже коммунистов, но при условии «после России») — не против активизации сотрудничества с НАТО. Степень его, конечно, различна — сейчас больше голосов звучит за то, чтобы в будущем задуматься над перспективами украинского членства. Но в будущем, и не в военно-политическом союзе, а в механизме трансатлантической безопасности. Тема повышения уровня сотрудничества Украины с НАТО актуальна и в переговорах украинских официальных лиц с представителями Запада в последнее время. Необходимость подобного пересмотра не отрицают и западные дипломаты, и эксперты. В последние месяцы стало очевидным общее желание и НАТО, и Москвы найти такие формы сотрудничества, которые бы отвечали самому понятию партнерства — начиная с борьбы с терроризмом. Кроме того, в ноябре на саммите НАТО в Праге будет объявлено о приглашении новых членов в Альянс, в который сегодня входят девятнадцать стран. Поскольку ожидается, что среди приглашенных будут по меньшей мере одна балтийская страна, а также Румыния, Болгария, Словакия, это означает, что перед Украиной стоит задача, по крайней мере, не потерять уже достигнутый уровень сотрудничества, если она действительно хочет быть интегрированной во все европейские и евроатлантические механизмы, о чем постоянно заявляют высшие руководители государства. Соответственно, Киев должен позаботиться о том, чтобы отношения с ним не развивались в тени развития отношений между НАТО и Россией, в тени очередной волны расширения НАТО и не переходили в разряд деклараций, что сегодня весьма характеризует отношения между Украиной и Европейским Союзом.
Уже скоро, во время встречи министров иностранных дел стран-членов НАТО в Рейкьявике, в мае, как надеются в штаб-квартире НАТО, будет представлена так называемая «двадцатка» НАТО—Россия, новый орган сотрудничества, который должен будет олицетворять изменения как в геополитической ситуации, так и в политической психологии. Саммит НАТО в Праге в ноябре, как сейчас говорится, должен стать саммитом не столько расширения, сколько трансформации Альянса — и к тому времени НАТО, очевидно, уже будет работать с Москвой в новом формате. «Двадцатку», разговоры о которой начались с декабря прошлого года, предлагаемую НАТО и России премьер-министром Великобритании Тони Блэром, тогда многие расценили как возможную попытку Запада уговорить Россию не препятствовать вступлению балтийских стран. Публикации западной прессы по этому поводу отличались. В частности, аналитик Центра исследования конфликтов (Королевская военная академия, Великобритания) Джеймс Шерр сказал «Дню», что, в частности, публикация «Файненшл Таймс», в которой говорилось о возможности предоставления России права участия в принятии решений, касающихся самого НАТО, была «неаккуратной». Россия, в свою очередь, не оглашая сделанных ей предложений, заявляет об их недостаточности — однако не отвергает саму возможность договориться по- новому. Заявку на членство Москва якобы подавать не собирается — однако эксперты убеждены, что действительно речь идет о намного более тесном, чем до сих пор, сотрудничестве. Как «Дню» сообщили в Центре информации НАТО в Киеве, позиция Генерального секретаря НАТО лорда Робертсона заключается в том, чтобы Россия стала равным партнером, участвовала в дискуссиях и процессе принятия решений в отдельных вопросах. Это — суть нового видения, и это будет шагом вперед. В НАТО убеждены, что все разногласия будут улажены до Рейкьявика. Между тем Основополагающий документ НАТО—Россия, который так фактически и не работал, по содержанию был намного более глубоким, чем Хартия НАТО—Украина. Российские масс-медиа одновременно с дипломатическими усилиями президента Путина, как по команде, изменили тональность публикаций в отношении НАТО, что может быть иллюстрацией курса страны в целом. «Если процессу нельзя противостоять, то его следует возглавить», — так говорил «Дню» Сергей Караганов, один из идеологов российской внешней политики. В этой новой геополитической ситуации (а геополитическое положение сегодня — фактически единственное, что Украина способна предложить Западу) возможно, стоило бы прислушиваться к рекомендациям Шерра: «У Запада должна быть различная политика в отношении Украины и России». По мнению эксперта, с этой точки зрения НАТО далеко впереди Европейского Союза. Но разных стандартов быть не должно.
Очевидно, для того, чтобы не говорить о разных («двойных») стандартах в этом смысле, еще до встречи министров иностранных дел НАТО для Украины было бы очень важно получить от Альянса формальное приглашение на участие в Пражском саммите. Это, в частности, создавало бы определенное политическое пространство, в котором возможно было бы выработать новый документ, который бы отметил качественные изменения в отношениях НАТО—Украина. Эта тема была, в частности, актуальна во время визита в Брюссель премьер-министра Украины Анатолия Кинаха, эту тему поднимали и раньше, и позже эксперты и масс-медиа. Единственной на сегодня страной, заявившей о поддержке этой идеи, стала Польша. Представители НАТО постоянно подчеркивали, что уровень особого партнерства — очень хороший, что за последнее время улучшился уровень выполнения намеченных мероприятий, что Украина делает очень важный вклад в миротворчество и в стабильность в регионе. И все. Подобным образом высказываются представители американского истеблишмента (показательным был телемост с советником президента США по национальной безопасности Кондолиззой Райс).
Решение о приглашении Украины на пражский саммит будет зависеть от того, насколько демократическими будут завтрашние выборы, заявил, как сообщает «Немецкая волна», представитель польской миссии при НАТО. По словам дипломата, в штаб- квартире НАТО еще не определились относительно приглашения Украины. Об этом же свидетельствовал и ответ представителя НАТО Ива Бродера на вопрос «Дня» в середине марта.
И украинские официальные лица, и чиновники, и эксперты уверены, что Хартия не удовлетворяет сегодняшним потребностям по различным причинам. Она не содержит полноправных гарантий безопасности. В ней не говорится о борьбе с терроризмом и других радикальных изменениях последних месяцев. Она не предполагает чего-то подобного «ассоциированному членству» — по своей философии предложения к России напоминают именно это. Хартия не оговаривает возможностей военно-технического сотрудничества, совместных разработок и модернизации техники. Хартия не предусматривает создание такого механизма, при котором консультации с Украиной в вопросах, затрагивающих ее интересы, были бы обязательными (в результате и по сей день НАТО постоянно напоминает, что не следует продавать оружие Македонии, хотя Киев считает вопрос исчерпанным). В конце концов, даже то, что Бундесвер пользуется услугами украинской транспортной авиации, уже выходит за рамки документа — и Киев хотел бы практику подобного сотрудничества расширить. Как и свое участие в операциях по предупреждению и урегулированию конфликтов (начиная с предложения баз для тренировки миротворцев). Предложений возможного сотрудничества — много. Ситуация, складывающаяся в эти дни, требует пересмотра формата отношений, уверены многие в Киеве. И Украина могла бы значительно больше, чем сейчас, добавить к общеевропейской безопасности.
Итак, вопрос выборов приобрел действительно геополитическое измерение, и от того, насколько объединенным будет новый парламент, насколько трудоспособным и эффективным — новое большинство, в огромной степени будет зависеть то, насколько Украина сохранится в качестве самостоятельного игрока, и насколько важной она будет для Запада. При том, что контакты Украины с НАТО не прерывались даже в самых худших условиях, и никаких резких заявлениях Альянс не делал. Поскольку все свидетельствует о том, что геополитическим партнером Запад определил Россию, от Украины будет требоваться или стать частью западной политики (что, кстати, пытается делать Путин), или же — уменьшить амбиции в соответствии с реалиями.