Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Герои» асфальта

Под колеса — за деньгами
9 сентября, 2000 - 00:00

«Я не уверена, что он умышленно бросился под мою машину. Хотя все чаще склоняюсь в мыслях именно к этой версии. В тот день на дорогах был сильный гололед. Причем, я шла на подъем. Машину несло. На спидометре — пятнадцать километров в час. Вдруг увидела на обочине его. Он стоял покачиваясь. Сильно пьян. Однако, не сводил глаз с моего автомобиля. Я притормозила еще, а когда практически поравнялась с ним, он внезапно упал на дорогу. Удар. Трудно передать мой шок. Первая мысль — я убила человека. Не успела выскочить из машины, как он в буквальном смысле набросился на меня с ужасной бранью. Кричал о немедленной компенсации за разбитую голову. Я вначале растерялась. Однако, спустя несколько минут успокоила его и повезла к себе в больницу, заверив, что деньги — дело второе. Он не возражал. Не успели коллеги его обследовать, в мой кабинет с криками ворвалась девушка и представилась его дочерью. Она устроила грандиозный скандал. При этом требовала немедленно выложить пятьдесят долларов на лечение отца. Я пообещала ей деньги на следующий день. Она согласилась. Ушла. Затем я обратилась в ГАИ. Все им рассказала. После автотехнической экспертизы, ознакомившись с результатами медицинского обследования потерпевшего (ничего значительного: сотрясения мозга, внутренних кровоизлияний, переломов и так далее, обнаружено не было), сотрудники автоинспекции посоветовали мне ни в коем случае не платить. Иначе, мол, они с меня «не слезут». Рекомендовали решать вопрос компенсации строго через суд. Но до суда дело так и не дошло. Его дочь даже слушать об этом не хотела. Требовала деньги! Причем, кроме травмы головы, к последствиям аварии она приплела язву на ноге отца, из-за которой, мол, могла начаться гангрена. Впрочем, с каждым днем, сумму все понижала. Вначале было пятьдесят долларов, затем двадцать, в конце концов, требовала окупить хотя-бы расходы на проезд в трамвае. На этом все и закончилось».

С историей, рассказанной «Дню» врачом одной из запорожских больниц Оленой Потаповой (псевдоним), перекликается еще один случай, описанный в местной печати. Не так давно, неподалеку от Мелитополя, иномарка насмерть сбила велосипедиста. Водитель ожидает суда. Непонятно, по каким причинам (об этом позже), но семья пострадавшего покаялась, заявив журналистам, что водитель был не виновен, а провоцирование ДТП — являлось основным источником семейного дохода. Главную роль на трассе играл глава семейства. Сидя на велосипеде у обочины трассы «Москва- Симферополь», ждал сигнала. В нескольких метрах, из кустов, его сын приценивался к проезжающим иномаркам. В то же время племянник «жертвы» изучал, с какой приблизительно скоростью движется автомобиль. В определенный момент отцу давалась отмашка. Остальное — дело техники. За несколько метров до приближающегося автомобиля велосипедист начинал движение. Резко брал влево и попадал под колеса. В ходе домашних тренировок, по словам членов семьи, папа до блеска отработал методику «удачного» падения. Столкновения с авто, как правило, не несли угрожающих жизни ранений. Отец отделывался легким испугом, который щедро компенсировался водителем. Денег вполне хватало для безбедного существования не только детей, но и внуков. На пятый раз ему не повезло. Скорее всего, племянник не рассчитал скорость. Заметка о «камикадзе удачи» вызвала в Запорожье достаточно большой резонанс. В прессу начали обращаться люди, которые свидетельствовали о массовости подобного бизнеса. Говорили о бомжах, которые умышленно травят на себя собак, охраняющих «крутые» дачи. О «свадебных гостях» (особенно в сельской местности), которые в разгар веселья незаметно для посторонних глаз провоцируют подвыпившего жениха на драку, после чего — мужественно сносят «драгоценные» побои. Однажды «молодой» с приятелями до полусмерти исколотили буяна, а на утро до смерти клялись все компенсировать.

Факт массовости столь рискованного бизнеса на дорогах з аместитель начальника управления ГАИ УМВД Украины в Запорожской области Владимир ЧЕРНОВОЙ категорически отрицает. «Случай с погибшим главой семейства уникальный, — говорит он, — и если честно, вызывает у меня серьезные сомнения в отношении правдоподобности излагаемых близкими пострадавшего сведений. Скорее всего, никакого провоцирования ДТП не было. И хотя виновность водителя определит суд, на мой взгляд, семье погибшего он заплатил. Версия ДТП выдуманная, и в этом легко можно будет убедиться. На мой взгляд, на суде близкие будут говорить обратное. А напечатанное в СМИ — опровергать. В противном случае, водителя могут оправдать, а их — упрятать за решетку. Другое дело — вымогательство. С этими фактами не раз сталкивались правоохранительные структуры. Вначале стороны ДТП решают не доводить дело до официальных разборок и мирно уладить все самим. Затем, особенно если пострадал пешеход, последний начинает паразитировать на ситуации. Делает липовые справки о тяжелых последствиях для здоровья и, в буквальном смысле слова, сосет кровь из водителя, пока тот, в конце-концов, не решается обратиться за помощью в милицию», — подчеркнул Владимир Сергеевич.

Аналогичного мнения придерживается и Вячеслав ТРУНОВ — сотрудник следственного отдела по расследованию причин ДТП Запорожской областной прокуратуры . По его убеждению, ни один здравомыслящий, пусть даже доведенный безработицей до отчаяния, человек не рискнет практиковать «подколесный» бизнес. ДТП, в результате которых страдают пешеходы, сегодня более чем предостаточно. Однако, как показывает статистика, в восьмидесяти случаях из ста авто-техническая экспертиза, или же суд (если дело связано с гибелью человека) оправдывают водителя. «Допустим, провоцирование происшествий имеет место. Но вряд ли потерпевшему удастся так просто поймать свою жертву на удочку вымогательства. Хотя в этом мире все может быть», — подытожил Трунов. Но как бы там ни было, неоспоримым фактом остается то, что мошенничество — один из наиболее легких и главное быстрых способов зарабатывания денег. И оно пользуется все большей популярностью в народе, как говорится, голь на выдумку хитра. Пугает другое: как еще могут украинцы рисковать своей жизнью ради выживания?

Запорожье

КСТАТИ

Игрища, подобные тем, которым предавался запорожский «каскадер», можно смело сравнивать с игрой в «русскую рулетку». Ведь рано или поздно такой рискованный поступок, как прыжок под машину с целью получить компенсацию за увечья, может привести к дополнительным расходам на похороны «прыгуна». По словам руководителя фонда защиты потерпевших Моторного (транспортного) Бюро Украины (МТСБУ) Татьяны БАБЕНКО , пострадавший в аварии может получить материальную выплату в двух случаях. Вариант первый: водитель, который сбил пешехода, застрахован в какой-либо страховой компании и имеет полис гражданской ответственности. В этом случае все расходы за временную нетрудоспособность потерпевшего берет на себя не виновник дорожного происшествия, а страховая компания. И вариант второй: незадачливый пешеход остается лежать на дороге, а сбивший гражданина водитель уносит ноги, вернее, колеса, с места преступления. Тогда помощь пострадавшему или его семье (если неудачный переход дороги закончился летальным исходом) выплачивает собственно МТСБУ. В любом случае, виновность водителя должны предварительно доказать работники ГАИ и только после того, как вина доказана, потерпевший может рассчитывать на получение компенсации. Что касается психического состояния запорожского «камикадзе», то по мнению Т. Бабенко, без помощи психологов подобным людям не обойтись, ведь зарабатывание денег таким оригинальным способом — бизнес, мягко говоря, не надежный.

Как, в свою очередь, заметили «Дню» в лабаротории социальной психологии личности Института социальной и политической психологии, пострадавшими в большинстве случаев движет разного рода внутренний стресс, усиленный бедственным экономическим положением.

Мнение психологов и отсутствие статистики по вышеописанным случаям позволяет сделать два вывода. Первый: отследить подобные явления и уличить пострадавшего в мошенничестве очень сложно. И вывод второй, утешительный: такой способ получения прибыли пока еще, слава Богу, не достиг в Украине тотального распостранения.

Подготовили Наталья МЕЛЬНИК, Михаил ЗУБАРЬ, «День»

Дмитрий БРОВКИН
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ