Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Гетьманський скарб» Юрия Мушкетика

1 апреля, 2004 - 00:00

Позавчера в Союзе писателей Украины состоялся творческий вечер Юрия Мушкетика, посвященный 75-летию писателя и выходу его новой книги «Суд».

Творчество Юрия Мушкетика известно читателям разных поколений. В 1954 году, «написанная на подоконнике студенческого общежития», как шутят коллеги, вышла первая историческая повесть «Семен Палій». (Кстати, всех новел, рассказов, повестей и романов не счесть, потому что, как утверждают знатоки, сам писатель не знает своей полной библиографии.) Вскоре появился роман «Гайдамаки». Еще с тех времен художник для многих ассоциируется преимущественно с автором исторической прозы. И недаром — далее печатаются один за другим — «Погоня», «Яса», «На брата брат», «Прийдімо, поклонiмося», «Гетьманський скарб». Мой друг, человек творческой профессии, рассказывал, что читая роман «Яса», неоднократно заглядывал в словарь, чтобы найти там толкование многих историзмов, архаизмов. Язык был настолько богат, меток, что он как будто побывал в этой эпохе, поэтому роман стал одним из любимых произведений на всю жизнь. Юрию Мушкетику не свойственно категорическое суждение исторических фигур, событий. «Вместо этого, — как отметил на вечере академик Николай Жулинский, — он пытается постичь всю сложность времени и подвести украинского читателя к самокритичному анализу всей нашей истории. Юрий Мушкетик часто использует художественный прием, который можно было бы назвать так: «идейно-моральный турнир веков на полигоне истории». Он выдвигает навстречу времени проблему и напряжением мысли и воображения заряжает ее конфликтной энергией. Идеи, тезисы, постулаты, сентенции — это своеобразные копья, которыми на этом турнире веков пытаются уколоть герои Юрия Мушкетика своих читателей — разбудить совесть, заставить заговорить совесть, наполнить свой разум сомнениями и достичь равновесия духа».

В своем творчестве юбиляр обращался к различным темам — войны и послевоенных лет, где в основу произведений «Вогні серед ночі», «Чорний хліб» легли также собственные впечатления, переживания того времени. Писал он и о проблемах села. В советские времена, когда писатель особенно был подневолен, Юрий Мушкетик сумел показать уставшего внутренне, замученного работой сельского человека, который был лишь механизмом в выполнении плана пятилеток.

Интересны для художника и философские темы. Героев античности — Сократа, Прометея, Сенеку он как будто переносит во времени и заставляет читателя самому делать выводы, например, о грани и цене компромисса, цене слабости воли и духа...

Коллеги, гости, друзья говорили много интересного. Одни вспоминали, как в дождь, набросив плащ, Юрий Мушкетик любит ходить по полям, о чем-то рассуждая; как впервые возил Ивана Драча в Холодный Яр; как положил начало традиции создания землячеств в Киеве, образовав Черниговское, откуда сам родом; как в поисках бестселлера перечитывает произведения авторов «Коронації слова»...

Очевидно, Юрий Мушкетик остается моральным авторитетом для украинского общества и поныне.

Его новая книга «Суд» вышла тиражом... 600 экземпляров. Убеждена, это самый маленький тираж из всех тех, которыми выходили произведения автора когда-либо. И это демонстрирует реальное состояние украинского писателя в своем государстве и украинской книги в Украине и является показателем активности деловых людей в отношении культурных достижений. Но несмотря ни на что, «Суд» является конденсацией веры и надежды для современников юбиляра и младших поколений.

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ