О ней спорят не только из творческих, но и из политических соображений. Ее фильмы раскалывают аудиторию на совершенно непримиримые лагеря. Она умеет равно как развлечь зрителя, так и шокировать его. Она работает за все наше кино вместе взятое, потому что, по большому счету, лишь о ее фильмах интересно говорить.
Территориально — гражданка Украины, свои картины Кира Муратова адресует зрителю всего Старого света; в то же время ее кино невозможно представить вне города, в котором режиссер живет последние сорок лет. Без преувеличений, Украине повезло и с Одессой, и с ее именитой жительницей. Именно плодотворное присутствие Муратовой позволяет говорить о существовании у нас действительно авторского, независимого кинематографа. В течение последнего десятилетия каждый новый фильм Киры Георгиевны — «Чувствительный милиционер» или «Увлечения», «Три истории» или «Второстепенные люди», «Чеховские мотивы» или «Мелодия для шарманки» — привлекал усиленное внимание киноманов и прессы, вызывал оживленные дискуссии. Неоднозначность Муратовой, несомненно, является результатом таланта, глубоко индивидуального дара, резко выпадающего из однообразного ряда постсоветского кино, отмеченного непохожестью с кем угодно как здесь, так и на Западе.
Однако не похожая ни на кого, Муратова в то же время действует в кино вполне современно: это касается и монтажа, и работы с актерами, и историй, которые она рассказывает. В ее фильмах действуют странные люди, и творятся странные вещи; но это странность, глубоко укорененная в мировой культуре, родственная театру абсурда, кинематографической «новой волне», высокому авангарду в изобразительном искусстве.
Муратова — наш главный кинематографический европеец. Ведь мыслит, работает, снимает абсолютно независимо — то есть по-европейски. «Искусство на жизнь никак не влияет», — сказала она мне в одном из интервью. Однако это тот редкий случай, когда позволю себе не согласиться с ней. Искусство, мастерски сделанное, выстраданное, небанальное — это и есть настоящая жизнь. И чем больше талантливых фильмов появляется в этом мире — тем лучше он становится.
С днем рождения, Кира Георгиевна!
МНЕНИЯ
Олег КОХАН, продюсер:
— Киру Муратову никогда не устраивает нейтральный зритель. Она должна вывести тебя из состояния равновесия, чтобы ты мог услышать и понять. Это высший кинопилотаж. Поэтому ее фильмы вошли в золотой фонд нашего кинематографа, стали его визитной карточкой в Европе и мире.
Рената ЛИТВИНОВА, актриса, сценарист, режиссер:
— Это одна из самых выдающихся женщин из всех, кто встречался на моем пути. — Какая-то невероятная цельность и дерзость, идти наперекор казалось, здравому решению, наперекор всему и побеждать. А это высшая степень сохранения себя и служение своему таланту.
Олег ТАБАКОВ, актер, режиссер:
— Вы читали сказку Пушкина, где был замечательный золотой петушок, который предупреждал государство об опасности? Так вот Кира Муратова живет в наше время и не просто предупреждает об опасности, а бьет в набат, желая докричаться до каждого и говорит: «Люди, будьте людьми!»