Главным экономическим итогом уходящего года стало окончательное распределение самых доходных отраслей между конкурирующими финансово-политическими группами. У нас их иногда все еще называют «кланами», но употреблять это слово в прессе постепенно становится признаком дурного тона. ФПГ уже перестают быть сугубо региональными объединениями. Это происходит за счет впитывания ими «недоформированных» или не сумевших распорядиться своим капиталом групп, в которых отсутствует либо сильная финансовая, либо политическая составляющая. Для экономики это явление, безусловно, позитивное. Бурный рост производства в сырьевых отраслях — это только первая реакция предпринимателей на относительно стабильные правила игры. Далее, безусловно, возникнет внутренний спрос и на более высокотехнологические товары украинского производства, но его должны формировать уже те, кто сейчас зарабатывает на сырье. Крупные политико-финансовые группы именно в этом году почти перестали конкурировать между собой в бизнесе, и, похоже, именно это, а не гениальная работа бюрократии, является причиной одного из самых высоких показателей роста промышленного производства в Европе. Период «разборок» позади, как бы это парадоксально ни звучало накануне парламентских выборов. Как только всем стало понятно, кто контролирует рынок бензина, а кто зарабатывает на металле — эти отрасли тут же дали мощный толчок экономике. В других отраслях, в частности, химической, где хозяева только определяются, еще возможны срывы и даже обвалы.
Большинство населения страны, как показывают соцопросы, на себе результатов экономического роста еще не почувствовало. Лишь в декабре уровень средней зарплаты догнал прожиточный минимум, установленный парламентом. На протяжении 2001-го года группы, контролирующие украинскую экономику, все еще занимались накоплением капитала, и делиться с «работягами» не спешили. Трудно сказать, закончится ли этот процесс в следующем году. Но лишь по его окончании владельцы «заводов-газет-пароходов» начнут более внимательно относиться к потребностям «пролетариата». А точнее — заботиться о том, чтобы продукцию принадлежащих им предприятий было кому покупать. Роль правительства и парламента в этой сфере весьма деликатна. Они конечно должны защищать интересы «незащищенных», но не учитывать интересы бизнеса уже не выйдет. Иначе будет плохо и наемным рабочим, и тем, кто их эксплуатирует, что к росту производства, естественно, привести не сможет. Хорошим примером деликатного отношения правительства и директората стало решение о сохранении льгот для металлургии, но с условием использования 75% предоставленных льгот на покупку и разработку новых технологий с их быстрым внедрением на производстве. Как результат в Донбассе опять поднялась престижность профессии инженера, а талантливые ученые стали запрашивать приличные гонорары — это факт уже сегодняшнего дня, который не может не радовать. Вот бы и в других бы регионах так! Но им пока не везет с налоговыми экспериментами.
Наиболее удручающей остается экономическая ситуация в сферах жизни, которые контролирует государство. Так называемые бюджетники по-прежнему получают самые маленькие зарплаты, и вынуждены компенсировать это воровством, взяточничеством, или, хотя бы, плохим качеством работы. Причем это касается как министров, чьи 2-3 тысячи гривен зарплаты — отнюдь не справедливая оценка каторжного труда, так и обаятельных рядовых чиновниц, шепотом предлагающих сделать какую-нибудь справочку быстрее в три раза. Решение этой проблемы давно придумано — снижение налогов. То, что после снижение налогов сумма их уплаты может вырасти, все еще удивляет лишь руководителей МВФ и отечественного Министерства финансов. И все же какие-то подвижки наблюдаются и в этом направлении — в декабре и Президент, и спикер, и премьер, отдельно друг от друга (жаль, что не сговорившись), заявили о необходимости налоги уменьшать, и как можно скорее. А министра финансов даже сняли. Может, в рамках металлургического эксперимента?
С Новым годом!