«В резолюции Международного форума по вопросам борьбы с отмыванием денег, прошедшего недавно в Лондоне, поставлен вопрос об исключении Украины из «черного списка» FATF», — заявил вчера на пресс-конференции заместитель главы налоговой милиции Украины Святослав Пискун. По его словам, для удовлетворения претензий к нашей стране со стороны международных организаций в плане отмывания грязных денег есть практически все основания и для позитивного решения по Украине на июньской конференции FATF, осталось принять закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». По мнению налоговика, законодательное оформление стремления государства «побороть» грязные деньги позволит «запустить механизмы борьбы с их отмыванием».
Весьма интересно С. Пискун определил позиции в борьбе с отмыванием денег созданного недавно Госдепартамента по финансовому мониторингу. В частности, сказал он «Дню», «все будет зависеть от того, кто его будет возглавлять. У нас нет оснований не доверять министерству финансов. Департамент будет работать согласно тем положениям, которые мы (!) в него заложили, больше он на себя не возьмет. А полномочий у него все-таки немного. Финансовый мониторинг, методические указания, сбор обобщающей информации... Должен быть общегосударственный механизм».
Подобное откровение автоматически переводит дискуссию о Госдепартаменте в совершенно иную плоскость. Если раньше подконтрольность нового органа Кабмину вызывала опасения, главным образом, в эффективности и объективности его работы, то теперь становится понятно, что «первую скрипку» в контроле за грязными деньгами в Украине по- прежнему стремится «сыграть» ГНАУ. По данным налоговой службы, на сегодняшний день органы налоговой милиции расследуют 377 дел по факту легализации незаконно полученных 120 млн. грн., 53 дела уже переданы в суд.
Тем не менее, концепция, с которой наши «мытари» подходят к определению «грязных денег», в основном, как «денег, скрытых от уплаты налогов», в реалиях отечественной экономики (по официальным данным, около 50% предприятий работают «в тени»), заставляет задуматься. Еще больше, судя по всему, придется задуматься руководителям предприятий АПК и металлургии, а также банкирам. Цитируя С. Пискуна — «у нас неплохо работает АПК и металлургия» — «мы уделим им внимание». Впрочем, странно другое. Как стало понятно из слов налоговика, ГНАУ под лозунгами борьбы с отмыванием грязных денег пытается расширить свои полномочия и установить еще больший контроль над банковским сектором. «Отвечать за отмывание грязных денег, к примеру — через банки, должен человек, который руководит финансовым учреждением по контролю, а правоохранительный орган должен спрашивать с этого органа (с НБУ? — Авт. )», считает С. Пискун, подчеркивая, что «механизм отмывания денег через банки нужно сломать». По его мнению, это должно быть сделано, не взирая на банковскую тайну. Между тем, гарантий, что «в пыле-жаре» провозглашенной борьбы с отмыванием грязных денег не пострадает мелкий и средний бизнес, сегодня нет никаких.