Гуманитарная катастрофа — это, на самом деле, не сами по себе события 11 сентября, насколько бы трагическими они ни были. Эти события стали возможными потому, что и до нападений неизвестных на Международный торговый центр и Пентагон в различных уголках мира, в том числе — и в странах, которые считались фундаментом, образцом современной демократии, раздавались выступления, проходили демонстрации, манифестации, преисполненные агрессивности и ненависти. Настоящая катастрофа — в том, что, именно ненависть продолжает быть одной из движущих сил во многих обществах. Катастрофа — в том, что как и тысячи лет тому назад, во многих сообществах жизнь одного человека не считается наибольшей ценностью. Наоборот, — как доказала американская трагедия, как свидетельствовали события последних лет на Ближнем Востоке, в Афганистане, в России, на Кавказе, в африканских странах, — человеческой жизнью даже считается нужным жертвовать во имя какой-то великой цели. Считается возможным воспитывать детей сызмальства в атмосфере ненависти и искренне радоваться, когда к людям в другом уголке земного шара приходит горе. События 11 сентября, кажется, должны бы лишний раз подчеркнуть, что глубоко ошибочно было бы говорить о кризисе западных ценностей, об их столкновении с ценностями восточными. О том, что ценности западного христианства и восточного несовместимы, что христианство и ислам вообще не имеют общих ценностей. Тот, кто смог прочитать Библию, Тору, Коран, тот, кто знаком с основами буддизма, индуизма, даосизма, подтвердит, что ни одна из мировых религий в своих священных книгах, проповедях пророков не призывает к насилию, убийствам, агрессии, ненависти, фанатизму. И практически все основы мировых религий базируются на общих ценностях, перечисленных, в частности, в Десяти Заповедях. События в Соединенных Штатах, кажется, должны бы воочию доказать, что перед насилием равны все: христиане, буддисты, огнепоклонники...
Возможно, это можно было бы назвать дегуманизацией человеческого общества. В третьем тысячелетии после Рождества Христова на Земле — те же самые войны, нападения, зависть, что и в начале человеческой истории. Только более техногенные и технологические, более циничные. Кризис ценностей начался не 11 сентября в Вашингтоне и Нью-Йорке. История знает немало попыток установить рай на Земле силой. История знает, и какими были последствия крестовых походов, священных войн, революций ради счастья человеческого, движений мести. История пока не знает ни одного случая противоположного — объединения человечества ради защиты естественного права каждого человека на жизнь.
Водораздел проходит совсем не между Севером и Югом, европейской и азиатской цивилизациями. Водораздел — между теми, кто признает общечеловеческие (не восточные, западные, северные, южные) ценности, и теми, для кого это — пустая фраза. Очевидно, именно это (возможно, только это) сегодня и может считаться признаком цивилизованности. Ясир Арафат, сдающий кровь, Фидель Кастро, заявляющий о желании помочь американцам, дни траура и скорби в Европе, отмененные матчи УЕФА — это все только отдельные примеры того, что еще не все потеряно, что осознание того, что проблема терроризма касается всех без исключения, во всяком случае, рождается.
Несомненным кажется то, что с 11 сентября общие проблемы ценностей, цивилизационного развития человечества, прав человека должны рассматриваться под совсем иным углом зрения. На совсем иной основе. В совсем иных обстоятельствах.
По-видимому, можно сказать, что терракты в США — это еще не Армагеддон, не конец света. Это, скорее, предлог понять, что «хаты с краю» больше не будет, что никакая благородная цель не стоит даже одной человеческой жизни. Иначе появляется целиком реальная угроза постоянного ужаса террора. Анонимного, как пока это имеет место в США. Государственного, как это было в других местах. Угроза настоящей катастрофы, когда окажется, что никаких ценностей уже просто нет.