Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Хлебная» тема

Цены на зерно меняются не в интересах крестьян
26 марта, 2003 - 00:00

Генеральная прокуратура задержала в понедельник вечером экс-вице-премьера Леонида Козаченко. Он подозревается в злоупотреблении служебным положением на посту вице-премьера и в уклонении от уплаты налогов на сумму 584,9 тыс. грн. на посту гендиректора совместного предприятия ЗАО «Украгробизнес». По словам заместителя генпрокурора Игоря Дрижчанова, уголовное дело Л.Козаченко на данный момент является последним из 90 дел, заведенных по результатам проверки ситуации на рынке зерна.

Напомним, что Леонид Кучма недавно поручил Генеральному прокурору Святославу Пискуну лично выяснить ситуацию на зерновом рынке и, в частности, причины дефицита зерна в отдельных регионах в условиях достаточного производства, разобраться с фактами монополизации, искусственного сдерживания продажи и нагнетания спроса и цен на зерно и продукты его переработки. Президент также поручил Генпрокуратуре проанализировать ситуацию с формированием цен на хлеб. «Неоправданно обострена ситуация вокруг зерна и цен на хлеб», — подчеркнул Президент, отметив, что в первую очередь возлагает вину за это на предыдущее правительство. Вместе с тем глава государства сказал, что у действующего Кабинета Министров «было достаточно времени, чтобы разобраться, куда пошел хлеб, чтобы не выбрасывать из госрезерва на торги, а посмотреть, куда хлеб девался». «Наша задача, чтобы цены на хлеб не росли. Это задача правительства и губернаторов персонально», — указал Л.Кучма и поручил руководителям областей проводить мониторинг цен на хлеб и ежедневно докладывать о его результатах.

Между тем в конце прошлой недели два крупнейших хлебных региона Украины — Автономная республика Крым и Днепропетровская область — отгородились от остальной страны, запретив вывоз зерна за административные границы. Помнится, эти регионы, намолотив более миллиона тонн зерна, рапортовали стране и ее руководству о своих успехах. Ныне же, оказывается, на Днепропетровщине задекларировано всего 71 тыс. тонн продовольственного зерна, а Крым располагает лишь 40 тысячами тонн продовольственной пшеницы. Схожая ситуация и в Запорожской области, где в 2002 году собрали 1,9 млн. тонн ранних зерновых, в т.ч. 1,1 млн. тонн пшеницы. Согласно данным областного управления сельского хозяйства, сейчас в области имеется 56,7 тыс. тонн запасов зерна при потребности до нового урожая 52 тысячи тонн. Губернатор Евгений Карташов днями напомнил производителям хлеба о достигнутой договоренности удерживать цены до нового урожая и пригрозил: «Любое повышение цен — только на вашей совести».

Процесс роста хлебных цен пошел практически во всех областях Украины еще с 1 февраля. С этой даты цены на муку возросли почти на 20% и сейчас составляют около 1,2 тыс. грн. за тонну муки высшего сорта. Цена спроса на пшеницу 3-го класса выросла на 30 грн. за тонну и в некоторых регионах достигла 670 гривен. Если темпы роста не снизятся и в дальнейшем, то повышение цен на хлеб неизбежно, отмечают аналитики. Государство готовится к хлебным интервенциям на зерновой рынок, чтобы сбить растущие цены. Но большинство украинских хлебопекарных предприятий прогнозируют повышение цен на хлеб в первом полугодии пропорционально росту цен на сырье — пшеницу и муку. Минагрополитики, им, похоже, не собирается препятствовать. По словам министра Сергея Рыжука, оно считает, что хлебопеки должны сами устанавливать цены на хлеб. «Готовим предложения для того, чтобы хлебопекарная отрасль не была ограничена в ценовой политике», — поделился он планами. Министр также определил одну из причин нынешних коллизий, возложив вину на тех, кто в период излишка предложения зерна на рынке путем административного вмешательства добивался от предприятий снижения цен на хлеб. «Отдельные руководители искусственно занижали цены на хлеб и хлебобулочные изделия», — констатировал С.Рыжук. (Осенью минувшего года 11 областей снизили цены на хлеб на 3—18%).

Правда, министр агрополитики считает запасы продовольственного зерна на внутреннем рынке достаточными. По его словам, заявления о дефиците продовольственной пшеницы не соответствуют действительности. По данным министра, в настоящее время запасы продовольственной пшеницы в стране составляют 2,6 млн. тонн, что соответствует потребности хлебопекарной и других отраслей до нового урожая. И все же он отметил, что «ресурсы продовольственного зерна находятся на пределе минимальных запасов. Необходимо иметь еще 1 млн. тонн переходных запасов, чтобы был резерв и можно было гарантировать продовольственную безопасность». С.Рыжук уверен, что на рост ажиотажа вокруг продовольственной пшеницы повлиял активный ее экспорт из Украины: «Я за то, что не надо было столь активно вывозить зерно». Ироничность ситуации в том, что прежнее правительство как раз стимулировало экспорт зерна — чтобы поднять его цену на внутреннем рынке и дать селянам разбогатеть. Цены и выросли — после того, как хлеб уже купили у тружеников села.

По-видимому, недостаток зерна определяется еще и внезапно выросшим спросом хозяйств на семена, вызванным потребностью пересеять 43% озимых площадей, пострадавших из-за непогоды. Тем временем в страховом фонде, организованном для обеспечения аграриев семенами для пересева, запасено только 15% необходимого.

Хлебный скандал, конечно же, не мог не выплеснуться и в парламенте, где на такие дела принято смотреть как на информационный повод. Лидер фракции социалистов Александр Мороз предъявил правительству своеобразный ультиматум и потребовал принять «исчерпывающие меры» по исправлению ситуации на рынке зерна. По мнению А.Мороза, вначале власть «приписала вал зерна», и тем самым сбила на него цену и «нагрела» почти на 7 млрд. грн. сельскохозяйственных производителей. А.Мороз отметил, что в прошлом году зернотрейдеры покупали зерно у сельских хозяйств по средней цене 300 грн. за тонну, тогда как годом ранее она составляла 700 грн.

Между тем даже наиболее опытные специалисты зернового хозяйства теряются в догадках относительно того, куда же запропастился неплохой урожай зерновых (около 40 миллионов тонн), собранный в прошлом году. Участники рынка полагают, что до конца текущего маркетингового года (июль-2002 — июнь-2003) из Украины будет экспортировано лишь 1-1,5 млн. тонн продовольственного зерна (Интерфакс-Украина), тогда как всего за семь месяцев минувшего маркетингового года было вывезено около 9,5 млн. тонн (экспорт зерна в нынешнем маркетинговом году ожидался на уровне 12 млн. тонн — на 31,8% больше, чем годом ранее). Очевидно, «зерновая статистика» слегка хромает. Как сказал «Дню» президент Зерновой ассоциации Украины Николай Компанец, из всего украинского урожая 2002 года вывезено 6,2 млн. тонн зерна, в том числе продовольственного — 2,4 миллиона. По словам Компанца, всех членов ассоциации «напрягали», чтобы они помогли реализовать зерно на экспорт. «И вдруг: вчера было зерно, а сегодня его нет. Может такое быть?», — спрашивает специалист и прогнозирует, что даже после «после посева-пересева» еще будет продано 2 млн. тонн зерна. «А пока напугали людей и они не знают, что делать», — заключает Компанец.

Тем временем Генеральная прокуратура ведет свое расследование и уже докладывает о некоторых промежуточных результатах. Заместитель Генпрокурора Татьяна Корнякова считает, что одна из причин зерновой неразберихи — приписки. По ее словам (www.gp.gov.ua), «мы под сомнение сегодня можем поставить эту цифру — 40 миллионов тонн (урожая-2002. — Ред. ), которая приводится официальной статистикой. Уже практически в каждой области возбуждены уголовные дела...» По словам Корняковой, в прошлом году было реализовано (очевидно, на экспорт?) 10 миллионов тонн зерна (тогда как через биржи прошло всего 10 тысяч тонн). При этом, как считает Корнякова, половина зерна, то есть приблизительно пять миллионов тонн, «было реализовано в самых невыгодных условиях для государства и для крестьян». Причина этого, разъясняет заместитель генпрокурора, в том, «что давление шло непосредственно со стороны правительства — за несколько месяцев было выдано 54 поручения и все относились к срочному экспорту зерна». Подписывал их или давал в устной форме, сказала замгенпрокурора, Леонид Казаченко. В результате, как считает Корнякова, при почти одинаковом урожае зерна в 2001 году было реализовано зерна в полтора раза меньше, но доходы были в полтора раза большими, чем в 2002 году. В частности, Корнякова приводит пример не реализованного в конце концов соглашения на поставку зерна в Египет, по которому Украина брала обязательство поставить миллион тонн зерна по цене $80 за тонну. С учетов расходов на доставку в порт это составляло еще меньше — $50! При этом по условиям договора Украина брала обязательство за вырученные средства закупить по высоким ценам товары египетских сельхозпроизводителей — цитрусовые, бананы, хлопок. Корнякова также сказала, что Генпрокуратура проверяет все министерства и ведомства, причастные к экспорту зерна, и всех зернотрейдеров, все их соглашения. В поле зрения Генпрокуратуры — условия, возможные льготы и пути транспортировки зерна, его классификация и цены. Меры реагирования нарушителям обещаны строжайшие. При этом Генпрокуратура обещает принять меры и для совершенствования самой системы, то есть государственной зерновой политики...

Пока же аналитики теряются в догадках и вспоминают усилия предыдущего правительства удержать хлебные цены в стране рыночными методами — поскольку бюджетных денег на интервенции не было, то путем наращивания экспорта. В результате — и селян тогда фактически обобрали, и сейчас внутренний рынок лихорадит. Что это — некомпетентность действий правительства на рынке или чьи- то интересы? Как сказал «Дню» президент Центра рыночных реформ Александр Пасхавер, «может быть, целенаправленная политика, в которой обвиняют Козаченко, и ошибочна, но уголовного дела по этому поводу обычно не открывают...»

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ