Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Художник, который захотел быть украинцем

26 апреля, 2007 - 00:00

Опанас ЗАЛЫВАХА (родился 26 ноября 1925 года в селе Гусинка Купьянского района на Харьковщине) был известным художником, активным членом Клуба творческой молодежи, выдающимся деятелем украинской культуры.

Как сообщает интернет-сайт www.maidan.org.ua , когда Опанас перешел во второй класс, семья, спасаясь от голода, в 1933 г. переехала на Дальний Восток. Юноша учился в Иркутске, Самарканде, Ленинграде. Он учился живописи сначала в средней школе при Ленинградский Академии искусств, которая была эвакуирована в Самарканд, а с 1946 г. — в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры, архитектуры им. Репина Академии искусств СССР.

Опанас не был ни пионером, ни комсомольцем, был совершенно безразличен к политической активности, даже проявлял неуважение к ней, что привело к исключению его со второго курса института «за поведение, недостойное советского студента» — вместе с другими не пошел на встречу с кандидатом в депутаты. Положительную характеристику зарабатывал на строительстве, но его восстановили в институте только в 1955 году (закончил его в 1960 г.).

В 1957 г. Опанас Залываха был на практике в местечке Косив на Ивано-Франковщине, где впервые близко познакомился с Украиной: с языком, этнографией... Это вызвало коренные изменения в его мировоззрении. Он начал читать украинские книжки, изучал язык, историю Украины. Сам Залываха писал, что он не политический деятель, а просто старается быть украинцем, знать свою историю и национальное искусство...

После окончания института Залываху направляют на работу в Тюмень, где в 1961 г. организовывается его персональная выставка. В конце этого года он окончательно перебирается в Украину — в Ивано-Франковск. В мае 1962 г. там состоялась его персональная выставка. Однако через неделю ее закрыли, мол, в картинах не было светлых героев-строителей будущего.

Уже осенью художник ближе знакомится с киевской интеллигенцией, часто гостит в Клубе Творческой Молодежи (КТМ). Большое влияние на него имели Иван Дзюба, Иван Свитлычний, Евгений Сверстюк, Михайлина Коцюбинская, Иван Драч, Вячеслав Чорновил... По словам Залывахи, благодаря им он понял суть «московской империи».

В 1964 г. к юбилею Тараса Шевченко он вместе с Аллой Горской, Людмилой Семикиной, Галиной Зубченко, Галиной Севрук создавали известный витраж в Киевском университете. Но еще до принятия комиссией в ночь на 9 марта витраж был уничтожен по распоряжению партийных органов. А 27 августа 1965 года, с первой волной арестов шестидесятников, Залываха был арестован. Приговор — 5 лет мордовских лагерей строгого режима за антисоветскую агитацию и пропаганду.

В Мордовии работал грузчиком, кочегаром. Рисовать запрещали, вместо этого предложили оформлять лагерные лозунги наподобие «На — с чистой совестью!». Так художник взялся за малую графику — экслибрисы, открытки. Хотя, при обысках все рисунки изымались. Так пропало свыше двухсот его работ.

После освобождения Опанас Залываха долго не имел работы. Только с 1971 по 1980 гг. работал в сфере книжного оформления (создал ряд проектов в издательствах «Веселка» и «Каменяр»). В 1987 году он стал одним из инициаторов создания Украинской ассоциации независимой творческой интеллигенции (УАНТИ). С 1988 г., после многолетних запретов, организовываются его персональные выставки в Ивано-Франковске, Львове, Киеве, Торонто, Лондоне, Нью-Йорке.

Талантливый, самобытный художник, человек высоких моральных качеств, Опанас Залываха был общепризнанным представителем украинской культуры. Лауреат премии им. В. Стуса (1989 г.), Национальной премии им. Т. Шевченко (1995 г.).

Умер 24 апреля в Ивано-Франковске.

Иван ДЗЮБА, академик НАН Украины:

— В далеком 1957 году (полстолетия назад!) мне случилось впервые побывать в волнующем украинском городе Ивано-Франковске, и я побывал там на выставке художников Прикарпатья. Край не бедный на художников, но больше всего поразили меня метафорикой сюжетов и эмоциональностью цветов станковые картины с подписью: «Афанасий Заливаха». Я спросил, кто это такой, и узнал: молодой, но уже известный местной публике художник. Он мне запомнился. А уже лет через пять встретились в Киеве — он стал своим в кругу «шестидесятников». А далее была работа с киевскими художниками над витражом «Тарас Шевченко», его уничтожение, арест, лагеря, сломанная творческая судьба. Но не сломленный дух: вернувшись, Афанасий Заливаха по- прежнему отстаивает достоинство украинского человека и украинского художника.

Я часто получал письма от него. С размышлениями об искусстве, о нашей жизни, о моральном и аморальном — и с болью о том, что делается сейчас в Украине. Ушел он из жизни с большой тревогой за нее.

Николай ЖУЛИНСКИЙ, академик НАН Украины:

— Когда я узнал о смерти Опанаса Залывахи, был и удивлен, и возмущен тем, что наше украинское телевидение об этой колоссальной потере для украинской культуры, украинского правозащитного движения не сказало. Мы теряем в лице Опанаса Залывахи чрезвычайно яркую личность. Он волей судьбы, а точнее, волей коммунистического режима, вынужден был отстаивать право на свободу творчества именно в лагерях тоталитарного режима. Кроме всего прочего, это был художник- новатор, художник, который искал свои выражающие формы и средства. Именно в этом, я думаю, была одна из тех причин, которые породили против него репрессии коммунистического режима. Он характеризовался чрезвычайной скромностью, теплотой незащищенной светлой души, и тот, кто его познавал, был удивлен тем, откуда у такого тихого, физически не сильного человека такой огромный дух и твердость позиции взглядов, отстаивание национальных принципов и принципов художественного творчества. Это отходит эпоха шестидесятников, эпоха яркая, к сожалению, до сегодняшнего дня должным образом не оцененная независимой Украиной. Это потеря, которая нами еще не осознана. Выбывают из когорты те художники, которые имели свою независимую гражданскую позицию, выбывают люди, которые навеки вписаны в историю Украины.

Дмитрий СТУС, редактор журнала «Київська Русь»:

— Отошла в вечность творческая личность, художник, который всю жизнь рисовал берегинь. Полагаю, что именно берегини были центральным образом его творчества. Ушел он, к сожалению, очень незаметно, в то время, когда все внимание было приковано к политическим событиям. Увы, при его жизни, в Киеве, кажется, состоялась одна или две выставки, издан альбом в издательстве «Смолоскип». Конечно, это хорошо, что издали, но альбом этот очень беден, не такой, как нужно было сделать для этого человека. С Опанасом мне выпала честь быть знакомым лет 15—20. Мы достаточно активно общались, когда я приезжал во Франковск. Это был человек образованный, с тонким чувством юмора, он всегда держал открытыми двери для друзей, кое-кто этим, к сожалению, пользовался. А вот в последние годы у меня создалось впечатление, что он начал угасать. В ходе разговора, состоявшегося полгода назад, подумал, что его уже, в действительности, интересовала лишь вечность. Мне тяжело говорить о нем. Позавчера, когда получил грустное известие, больше вспоминал какие-то комические ситуации из нашего знакомства. Но не рискну в эти дни о них вспоминать. Просто одной очень светлой личностью в нашей стране стало меньше. А их у нас и так немного.

Подготовила Ирина КОНОНЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ