В пятницу Госрезерв вдруг подтвердил наличие задолженности перед ним Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлК), образовавшейся в результате самовольного изъятия предприятием принадлежавшего агентству глинозема. С учетом начисленных штрафа и пени, размер задолженности примерно равен стартовой цене (166961,950 тыс. грн.) пакета акций комбината (68,01%), выставленного на продажу.
Как отмечается в пресс-релизе Госрезерва, его руководство выражает обеспокоенность тем, что новый собственник ЗалКа может не признать за собой этих долговых обязательств, в связи с чем агентство направило соответствующие письма в Кабинет Министров и Фонд госимущества и надеется, что условия конкурса по продаже ОАО «ЗалК» будут учитывать также и интересы Госрезерва. В этой истории неясно одно: почему эти обстоятельства до сих пор не беспокоили Госрезерв?
Между тем генеральный директор одного из участников конкурса по продаже ЗалКа — консорциума «Металлургия» Анатолий Головко заявил, что ему не известно о наличии долга ЗАлКа перед Госрезервом. «Прежде чем принять решение об участии в конкурсе, мы изучали балансы предприятия, которые нам предоставил организатор конкурса (Фонд госимущества Украины. — Авт. )— там ничего об этом долге не говорилось», — пояснил он агентству Интерфакс-Украина. И тут возникает еще один вопрос: получается, что ФГИ утаивал от конкурсантов столь важную для них информацию?
Как известно, узнав о ней, группа компаний «Русский алюминий», представленная на конкурсе ОАО «Объединенная компания «Сибирский алюминий», ОАО «Николаевский глиноземный завод» и ОАО «Братский алюминиевый завод», отказалась от дальнейшего участия в конкурсе по продаже ЗалКа. А если аналогичное решение будет вынужден принять и консорциум «Металлургия»? Тогда единственным участником конкурса останется консорциум «АвтоВАЗ-Инвест». (Два претендента — ОАО «Внешнеторговая компания КрАЗ» и ЗАО «Итера-Украина» не были допущены к проведению тендера, так как не соответствовали понятию промышленный инвестор и не представили в Антимонопольный комитет в необходимом объеме информацию об отношениях контроля).
Случайно ли, что одновременно с сообщением Госрезерва, подтверждающим наличие неизвестного ранее долга ЗалКа, появилось известие о том, что один из крупнейших российских банков — Внешэкономбанк предоставит долгосрочный кредит для приобретения ЗалКа (?! — Ред. ) консорциуму «АвтоВАЗ-Инвест» (РФ). Причем речь идет не только о долгосрочном кредите для приобретения 68,01% акций ЗАлКа, но и о средствах, якобы предоставляемых для реализации инвестиционной программы. Кроме того, Внешэкономбанк, в случае победы «АвтоВАЗ-Инвеста» на конкурсе, выразил готовность погасить просроченные долги завода по кредиту, полученному им в Италии под гарантии правительства Украины. В пресс-релизе «АвтоВАЗ- Инвеста» и Внешэкономбанка отмечается, что после отказа группы компаний «Русский алюминий» от участия в тендере единственным российским участником конкурса остается «АвтоВАЗ-Инвест». Между тем уставный фонд этой организации, признанной тендерной комиссией ФГИ «промышленным инвестором» и допущенной к третьему этапу конкурса, составляет всего 100000 рублей, что равно $3586,8. При этом комиссия, отсеявшая в первых турах нескольких участников, как утверждают эксперты, почему-то не обратила внимания на то, что в документах этой компании отсутствует учредительный договор, а также договор купли-продажи акций «АвтоВАЗ-Инвест» АвтоВАЗом. Больше того, хорошо известно, что консорциум «АвтоВАЗ-Инвест» создан ОАО «АвтоВАЗ» (г. Тольятти, РФ) и холдинговой компанией «Арлан» (г. Москва) с целью участия в тендере по приватизации ЗАлКа.
Один из топ-менеджеров «Русского алюминия» Герман Ткаченко заявил об отзыве всех трех заявок. «Причиной является то, что данный проект (приватизации «ЗалКа») был (для нас) на грани экономической целесообразности. Уже в процессе конкурса мы получили подтверждение того, что долги предприятия выше заявленных», — сообщил он. Кроме того, инвесторам «Русского алюминия» cтало ясно, что оборотные средства комбината сформированы за счет фирм, которые поставляли ему сырье и приобретали его продукцию (Г.Ткаченко в первую очередь назвал среди них «АвтоВАЗ-Инвест»). Таким образом, дополнительно возникла задолженность коммерческим структурам порядка 30— 40 млн. грн. В этом случае срок окупаемости проекта, считает Г.Ткаченко, увеличивается (в зависимости от конюнктуры) с 4—5 до 8 лет. И объем живих и одновременно вот таких ближайших инвестиций, по мнению Г.Ткаченко, превышает $250 млн. За такие деньги можно построить новый завод, решили в «Русском алюминии» и отказались от борьбы.
Между тем Г.Ткаченко заявил, что очень удивлен тем, что конкурс проходил «честно» и стал «самым честным конкурсом на Украине». По его словам, лоббистское давление шло на председателя Фонда, на конкурсную комиссию, правительство принимало непонятно какие решения, собирало совещания, чтобы отменить решения тендерной комиссии и срочно вернуть ЗАО «Итера-Украина», не попавшее во второй тур конкурса.
Кроме того, премьер-министр Виктор Ющенко наложил резолюцию «Согласен» на предложение Запорожского губернатора Алексея Кучеренко, в котором тот требует пересмотреть итоги работы тендерной комиссии и допустить к участию в конкурсе всех исключенных из него участников.
В пятницу первый заместитель председателя ФГИУ Михаил Чечетов сообщил на пресс- конференции, что в ходе второго этапа конкурса по продаже пакета акций ЗАлКа, предполагающего внесение технических предложений претендентов, промышленно-инвестиционная компания «Металлургия» набрала 38,4 балла, ЗАО «АвтоВАЗ-инвест» — 36,8 балла, НПО им. Фрунзе — 37,4 балла, ОАО «Братский алюминиевый завод» — 37,4 балла, ОАО «Объединенная компания «Сибирский алюминий» — 38,3 балла, ОАО «Николаевский алюминиевый завод»— 36,3 балла. Как отметил представитель ФГИ, максимальное количество баллов, которое могут набрать конкурсанты — 50, минимальное — 35.
КСТАТИ
Шевченковский районный суд г.Киева в пятницу проинформировал Фонд госимущества Украины об отмене вынесенного накануне определения о приостановлении каких-либо действий в отношении 68,01-процентного пакета акций ОАО «Запорожский алюминиевый комбинат», в том числе по его продаже. Суд отменил также определение о приостановлении выполнения протокола заседания тендерной комиссии по продаже пакета акций ЗАлК от 21 ноября 2000 года (вероятно, об отказе в участии во втором этапе конкурса ВТФ «АвтоКрАЗ» и ЗАО «Итера- Украина»), сообщает Интерфакс-Украина.