В минувший четверг Верховная Рада приступила к одному из самых важных своих конституционных обязательств — принятию закона о государственном бюджете на 2000 год. К сожалению, первая попытка завершилась неудачно: закон не прошел первого чтения, и его повторное обсуждение состоится спустя две недели. Впрочем, возможно, непринятие нынешней версии бюджета это не «к сожалению», а «к счастью».
Многочисленные комментарии, сопровождающие процедуру бюджетных слушаний, довольно подробно объясняют, почему бюджетному законопроекту уготована трудная жизнь. Здесь не забыты и завышенные (для одних) или заниженные (для других) доходы, и никого не устраивающие расходы, и нечистоплотные игры вокруг государственной казны — одним словом полный набор аргументов, из-за частого использования хорошо знакомый любому жителю нашей страны. Впрочем, украинцам также хорошо известно, что ежегодные бюджетные бдения и баталии еще ни разу не увенчались принятием хорошего бюджета. Правда, глава Счетной палаты (контролера бюджета) Валентин Симоненко с таким утверждением вряд ли согласится: он то уверен, что большинство бюджетов были нормальными, а сгубила их противозаконная «приватизация» бюджетных денег законными же распорядителями. Таким образом, дискуссия вокруг бюджета никого не оставила равнодушным. В тоже время номинальная правота каждого из защитников (своего) и обличителей (чужого) бюджета делает абсолютно невозможной объективную оценку того, какой из продвигаемых бюджетов (ВР или правительства) лучше для страны. Частично ответ на этот вопрос можно получить из ответа на другой вопрос. А именно, какие задачи должен выполнить конкретный бюджет, исходя из конкретно понимаемого общественного блага. Как нам кажется, и в парламентском, и в правительственном проекте есть сходные задачи, но есть и различия. Для обеих из них вынужденным приоритетом есть конституционное исполнение государством социальных обязательств, приоритет поддержки «стагнирующих» отраслей — не столько конституционный, сколько ментальный приоритет. Это, пожалуй, и все сходства.
Из различий обращает на себя внимание две вещи. Парламентский проект, подготовленный бюджетным комитетом, является смертельным противником директоров прибыльных госпредприятий, поскольку львиную долю из 15 млрд. дополнительно «изысканных» гривен компетентная Юлия Тимошенко хочет изъять из «ренты» красных директоров и их чиновников-покровителей.