Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Имеем, храним, но — не показываем

Отечественные музеи учатся зарабатывать
29 ноября, 2005 - 20:05

Украинские музеи просят о помощи. Им не хватает помещений, денег и внимания. Сегодня 90% коллекций вынуждены «прятаться» в запасниках, поскольку экспозиционные залы слишком малы. Запасники же нередко без вентиляции, а то и с протекающей крышей. В музеях на периферии по 10—20 лет не переиздавались путеводители, не разрабатывались проспекты. Автоматизированная база данных экспонатов — роскошь, которой в лучшем случае может похвастаться пять из 390 музеев страны. А о своей страничке в интернете — распространенном явлении для Запада — и говорить не приходится. Обо всем этом государство должно знать и понимать, что без его поддержки Украина лишится своего культурного продукта. Таков, если кратко, вывод вчерашнего «круглого стола», который организовал институт искусствоведения, фольклористики и этнологии НАНУ. Музейщики цитировали выступление Виктора Ющенко на недавних президентских слушаниях. «Почему столько наций ищут себя хотя бы тысячу лет назад, а мы, имея экспонаты четвертого, пятого, шестого тысячелетия, не можем их достойно представить?» — говорил Президент.

Ответить на этот вопрос можно по-разному. С одной стороны, не секрет, в Украине бытует мнение, что музеи — этакие «проедатели» бюджета. Они пустуют, ежегодно поглощают миллионы гривен и при этом заявляют, что их проблемы — в недостаточном финансировании. Другой вопрос, что бюджетных денег сегодня хватает лишь на скудную заработную плату сотрудникам и коммунальные услуги. Ремонт и пополнение фондов — закрытая тема. Причем речь не только о музеях на периферии, вынужденных надеяться лишь на местные бюджеты. К примеру, в одном из пяти украинских скансенов (экспозиция под открытым небом) «Пирогово» заявляют о том, что некоторые экспонаты сегодня находятся в катастрофическом состоянии. А по словам директора Николая Ходаковского, неконтролируемая застройка, которая ведется в окрестностях музея, со временем способна перечеркнуть его суть — оазиса украинских традиций и культуры. Что касается фондов, то можно со всей уверенностью утверждать: потомкам, скорее всего, не суждено увидеть творчество мастеров нашего времени. Найти деньги на закупку изделий музеи не могут, а меценатство в Украине по многим причинам не популярно. Но больше всего удручает тот факт, что кризис пришелся как раз на момент повышенного интереса украинцев к музеям. По данным Министерства культуры и туризма, в прошлом году их посетило на 4 миллиона человек больше, чем в 2003-м.

С другой стороны, в своих бедах музеи во многом виноваты сами. На Западе, к примеру, они хоть и дотируются из бюджета, но все равно не упускают возможности заработать самостоятельно. Хотя бы для того, чтобы систематически пополнять те же фонды. Помимо традиционного буклетно-сувенирного бизнеса, музеи сдают свои помещения в аренду для презентаций и конференций. Открывают стилизованные кафе, активно сотрудничают с туроператорами, которые включают их в свои маршруты. В то же время в Украине к подобным начинанием относятся прохладно. Музейщики неоднократно повторяли, что такие понятия, как «прибыль», «рынок сбыта», «маркетинг» — не для них. Да и адаптировать тексты экскурсий для «среднего ума», по их мнению, необязательно, ведь есть постоянные посетители, осведомленные и грамотные. Как заявила на «круглом столе» директор Института искусствоведения, фольклористики и этнологии Анна Скрипник, коммерциализация музеев — не панацея. И все вопросы, связанные с ней, нужно еще тщательно обдумывать. Тем же музеям, которые сегодня сдают свои помещения в аренду, по ее мнению, гордиться нечем. Ведь это вынужденный шаг.

Справедливости ради, стоит признать, что положительный опыт есть. Скажем, в прошлом году Феодосийская картинная галерея своими силами заработала свыше миллиона гривен. Образец в данном случае и заповедник «Киево-Печерская лавра». Активное сотрудничество с туристическими агентствами и реклама дали посещаемость. А сувенирная продукция и введение платных услуг (например, фото- и киносъемка) — дополнительный доход.

Именно поэтому министр культуры и туризма Игорь Лиховой призывает музейщиков учиться продавать свой продукт. В целом же, как считают чиновники, мощным толчком для музейного дела должен стать «Мистецький арсенал». Правда, уже очевидно, что он же станет яблоком раздора для музеев. Добровольно передавать часть своей коллекции «в общий котел» пока мало кто согласен.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ