Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Имущество украинских пароходств может пойти «с молотка» по минимальным ценам

10 декабря, 1998 - 00:00

Этот нормативный акт, по мнению его авторов, должен предотвратить «неконтролируемую государством продажу судов на международных аукционах по низким ценам». Однако специалисты считают, что добиться этого можно только при условии, если торги будут проходить в Украине. При отчуждении судов в иностранных портах их участники, естественно, должны будут руководствоваться нормативными актами стран, в которых будут продаваться наши суда. А значит — практически невозможно избежать договоренностей, противоречащих интересам Украины, между заинтересованными лицами и группами покупателей, нанесения ущерба украинскому государству.

Учли ли это руководители и юристы украинских ведомств, которые готовили Положение о коммерческой продаже судов? «Положением предусмотрена организация торгов не только в Украине, продажа судов может осуществляться в различных государствах, — сказала корреспонденту «Дня» начальник управления правового обеспечения деятельности транспорта Министерства транспорта Украины Лидия Логинова. — Во время подготовки к продаже, конечно, будем рассматривать возможность внесения изменений, дорабатывать положение, а пока что мы выполняли распоряжение Кабмина...».

Замминистра транспорта Украины Владимира Севрюкова, как выяснилось в разговоре, прежде всего волнует отсутствие механизма реализации Положения о коммерческой продаже морских и речных судов. «А точки зрения специалистов относительно места организации торгов могут быть различными», — отметил В.Севрюков, добавив, что не так уж и много судов осталось на продажу...

С последней досадной констатацией действительно трудно не согласиться. Под операторством бывшей главной судоходной компании Украины — Черноморского пароходства сейчас находятся семь теплоходов, арестованных в разных портах мира. Еще около сорока торговых судов находятся в менеджменте Азовского морского пароходства. А остальные суда Минтранс передал с ведома правительства в операторство (на основании бербоут-чартерных договоров с правом первоочередного выкупа теплоходов или заложили их под залог зарубежным банкам) зарубежным оффшорным компаниям.

Будет ли распространяться действие утвержденного Минюстом Положения о коммерческой продаже судов, к примеру, на ту же компанию «Сильвер лайн», которая продолжает сбывать за границей украинские теплоходы (о чем писал «День» в номере за 19 ноября)? Специалисты считают, что на торгах в зарубежных портах мало кого будет интересовать только что изданный украинский нормативный акт. А реальный контроль со стороны государства за продажей наших судов — задача по меньшей мере проблематичная. Ведь практически невозможно в этих условиях отследить механизм оценки судов, обеспечить объективность этого процесса и отследить продвижение вырученных от продажи валютных средств.

Лишнее говорить, что попытки предотвращения за границей сговора участников коммерческих торгов, скажем, с целью существенного занижения стоимости теплоходов — тщетны. Не менее важным фактором, безусловно, станут и публикации в зарубежных СМИ о намерениях продать ранее арестованные суда. Это может активизировать иностранных кредиторов Черноморского пароходства, которые будут добиваться немедленного сбыта украинских судов «с молотка». Что, в свою очередь, приведет к их отчуждению по минимальным ценам. И как следствие — к незначительному сокращению кредиторской задолженности.

Первым шагом может стать продажа в Неаполе флагманского пассажирского теплохода «Одесса», который четыре года гниет у причала местного порта. И сразу же организаторы торгов натолкнутся на потребность раскрыть механизм передачи «Одессы» на баланс либерийской компании, зарегистрированной в оффшорной зоне. Или взять объявленный к продаже лайнер «Тарас Шевченко», который находится на балансе другой зарубежной оффшорной компании. Как обеспечить правовую основу торгов без раскрытия корпоративной схемы? Похоже, что эти и ряд других аспектов изданного «в авральном порядке» Положения о коммерческой продаже украинских судов будут исправляться не ранее, как на предпродажной дистанции. Когда опубликует жесткие выводы проверки финансово-хозяйственного состояния ЧМП аудиторская компания «Мор Стивенсон». Жаль, что только угроза публичного разоблачения механизма несанкционированной продажи украинских судов заставила украинские ведомства попытаться регламентировать распродажу дорогого госимущества...

Михаил АКСАНЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ