Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Интеллектуальное» пиратство: ультиматумы не помогут

20 апреля, 2001 - 00:00


Проблема защиты интеллектуальных прав стала в Украине, пожалуй, одной из наиболее актуальных в последние дни, когда США даже объявили о санкциях за аудиопиратство. И в то же время проблема имеет два аспекта. Во- первых, советское общество практически никогда с ней не сталкивалось — подавляющее большинство переводов и тиражей грампластинок были нелицензионными. Во-вторых, речь может идти и о попытках мощных компаний устранить конкурентов. Автор статьи рассматривает корни проблемы и возможные способы ее преодоления на примере Китая, который в этом отношении совсем не так далек от украинских реалий. И некоторые его предложения, пожалуй, могли бы служить аргументами и на переговорах украинских и западных экспертов по данному вопросу.

Распространившееся в Китае корпоративное пиратство, похоже, принесло стране печальную известность. Действительно, если у многонациональных компаний и развитых стран имелся бы свой Интерпол, позволяющий отслеживать страны, подозреваемые в попустительстве бизнес-пиратству, то с большой долей вероятности Китай возглавил бы список главных подозреваемых, поскольку права интеллектуальной собственности в стране Китае защищены явно недостаточно. К сожалению, во многом обвинения против Китая справедливы, и китайцам не следует их игнорировать или же представлять факты в ином свете.

Так ли органически присуща склонность к пиратству китайским (а по некоторым утверждениям — и всем азиатским) бизнесменам? Как знать. В 1960-х и 1970-х годах главными обвиняемыми были жители Тайваня и Кореи. Сегодня, наряду с китайскими компаниями, не менее часто в пиратстве обвиняются тайские фирмы. Но интеллектуальное/корпоративное пиратство не ограничивается только азиатским регионом. Однажды Израиль прозвали «страной с одним CD» — имея в виду, что один раз купленный компакт-диск с программным обеспечением затем нелегально копировался и распространялся по всей стране.

Тем не менее, не надо использовать пиратство для того, чтобы обвинять в криминализации всю экономику страны или все деловые структуры. Наоборот, пиратство надо рассматривать как проблему, возникающую почти во всех находящихся на ранних стадиях развития странах. Полноценно функционирующая правовая система и — что, пожалуй, еще более важно, — ментальность, связанная с властью закона, в большинстве развивающихся странах зачастую отсутствуют или недоразвиты. Если механизм обеспечения правовых санкций слаб, то подписание конвенций по защите авторских прав и соответствующие изменения во внутреннем законодательстве страны почти ничего не значат. Более того, если у людей нет собственности, которой могли бы угрожать штрафы или иные санкции, то применение закона и правовые меры оказываются малоэффективными.

Поэтому неудивительно, что отсталая, развивающаяся страна, которая только начала догонять развитой мир, учась от него, рассматривает копирование интеллектуальных достижений других почти как право человека. Этим можно объяснить тот факт, что в большинстве развивающихся стран вопросы соблюдения авторских прав обычно рассматриваются как «международные вопросы», а не как проблемы внутренней политики. В такой ситуации реально ли ожидать, что политики и правительственные чиновники будут усердно стараться защитить права иностранцев, видя нужды своих сограждан? Ответом служит выразительное НЕТ.

В действительности, политики и бюрократы начнут действовать лишь тогда, когда станет складываться «внутреннее пиратство». Когда граждане страны начинают нелегально копировать интеллектуальные достижения своих сограждан, защита авторских прав превращается в реальную внутриполитическую проблему, разделяющую отдельные заинтересованные группы. Борьба с пиратством затем становится предметом обсуждения на политических ассамблеях, в средствах массовой информации и — самое важное — в судах. И вот тогда начинают предприниматься реальные усилия по применению законов, ранее существовавших только на бумаге в угоду иностранцам.

Именно это происходит сейчас в Китае. Есть реальная надежда на то, что ситуация с защитой авторских прав в Китае улучшится. В последние годы китайские компании пострадали от связанных с пиратством проблем в той же мере, что и иностранные фирмы. В результате, они теперь оказывают интенсивное давление на правительство, и уже добились серьезного отношения к проблеме и со стороны законодательных, и со стороны правоохранительных органов. Несомненно, такая решимость покончить с пиратством пойдет на благо и иностранным компаниям. Вступление Китая во Всемирную торговую организацию также поможет, но не решит проблему в одночасье.

В любом случае, не надо преувеличивать проблему пиратства. Довольно многие иностранные компании кричат о «пиратстве», хотя в действительности сталкиваются с конкуренцией, т.е. компания в развивающей стране производит сходную продукцию, но по более низкой цене. Копирование идей и основного дизайна — еще не пиратство.

Когда развивающиеся страны начнут создавать свою собственную «экономику знаний», защита авторского права и прав интеллектуальной собственности приобретет еще большее значение. Изобретения, сделанные в развивающихся странах, начнут приносить реальные прибыли. В этом отношении Китаю особенно верится в лучшее будущее. Несмотря на то, что такая перспектива может означать переход Китая из категории неимущих в категорию имущих в мировой «экономике знаний», она не приведет к ликвидации этих двух категорий. В нашу цифровую эпоху найдутся другие народы и страны, все еще находящиеся в неравных условиях, а потому проблема пиратства вряд ли исчезнет.

Высокая плата за приобретение и использование новых технологий, защищенных от несанкционированного копирования, создает огромные проблемы для развивающихся стран. Сокращение этих затрат должно стать главной темой международных дискуссий, касающихся «цифрового разделения» и «борьбы с нищетой». Несомненно, нищета не является оправданием «кражи» или попытки получить «бесплатный обед», но защищать права интеллектуальной собственности просто ради того, чтобы бедные оставались бедными, — несправедливо и может привести к нестабильности, наносящей ущерб также и богатым странам. Если сократить расходы развивающихся стран на приобретение и использование новых технологий, то тем самым можно действительно снизить мотивацию к нарушению авторского права и прочих прав интеллектуальной собственности.

Фан ГАНЬ, директор Национального института экономических исследований при Китайском фонде реформ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ