Кстати, сам текст договора между НБУ и Налоговой администрацией пока никто не видел. Даже Александр Сугоняко признался, что до сих пор не раздобыл копию документа. Председатель АУБ видит в такой секретности намерения госструктур, и главным образом Налоговой службы, действовать на грани законности. Сугоняко опасается, что с помощью НБУ налоговики навяжут банкам несвойственные им следственные функции, и заставят самостоятельно определять степень сомнительности сделок своих клиентов. «Любое уклонение от налогов может рассматриваться ими как отмывание денег со всеми негативными последствиями для банка и клиента», — предполагает глава АУБ.
А вот текст своего договора ПФТС и АУБ презентовали журналистам в день подписания. Состоит документ лишь из десяти коротких пунктов. «Мы определили самые горячие точки, которые беспокоят рынок», — сообщила президент ПФТС Ирина Заря. В частности, планируется добиться возобновления оборота банковских векселей, улучшения условий выпуска корпоративных облигаций, либерализовать доступ банков к валютным облигациям, упростить налогообложение операций физлиц с ценными бумагами, а также урегулировать применение электронной подписи. Ирина Заря считает, что парламент и правительство пока не в полной мере осознают важность фондового рынка для привлечения инвестиций в реальную экономику, и все же надеется с помощью АУБ достучаться до депутатов и министров. Без особого энтузиазма оценивает возможности новоизбранной Верховной Рады и Александр Сугоняко.
АУБ и ПФТС также намерены добиваться отмены в готовящейся программе приватизации понятия «промышленный инвестор», которое ограничивает допуск банков и фондовых компаний к конкурсам по продаже стратегических предприятий. «Банк — это самый прозрачный инвестор, я не понимаю, зачем не пускать банки в приватизацию», — удивляется Сугоняко. Рассмотренный вчера Кабинетом Министров проект программы приватизации понятие «промышленный инвестор» сохраняет. Проект готовил Фонд госимущества. Но на этапе утверждения программы Верховной Радой изменения еще могут быть внесены, здесь, очевидно, и подключатся АУБ и ПФТС.
Относительно наметившегося противостояния ГНАУ-НБУ против АУБ-ПФТС, большинство наблюдателей не склонны прогнозировать обострения ситуации. По обе стороны достаточно людей, способных находить компромиссы. Три из десяти пунктов вчерашнего договора АУБ-ПФТС можно реализовать лишь при помощи нормативных актов Нацбанка и Налоговой администрации. Но чтобы предмет конфликта исчез, было бы неплохо, чтобы и договор ГНАУ-НБУ реализовывался при непосредственной добровольной помощи коммерческих банков и фондовиков. Пока, похоже, государство предпочитает «играть в темную».