Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ирина ДАНИЛЕВСКАЯ: «Душу надо тренировать так же, как и мышцы»

15 ноября, 2002 - 00:00


Продолжаем разговор об особенностях диалога родителей и детей в современных условиях, о передаче духовных ценностей поколениями, о том, что особенно тревожит близких в становлении личности их ребенка. Своими размышлениями делится Ирина Данилевская, редактор журнала «OFFICIEL-Украина», одна из создателей отечественной недели прет-а-порте «Сезоны моды».

— Я очень рано осталась без родителей. Папа погиб, когда мне было четыре года, а мама умерла, когда мне не было и восьми. Жила я с маминой мамой, а с папиной — проводила выходные. Одна бабушка была великолепной домохозяйкой, очень мягкой и доброй женщиной, у которой в квартире царил культ чистоты и хорошей кухни. А вот вторая была все время занята на каких-то интересных работах, имела несколько образований. Это был очень волевой и очень требовательный во всем человек. Обе бабушки очень бережно относились друг к другу, их объединяло огромное чувство ответственности за судьбу своих внуков. Думаю, что они еще и очень хорошо понимали, на сколько важно детям всегда находиться в мире гармонии и согласия. Я же слово «толерантность» выучила еще в детстве. Помню, встретила его в какой-то фантастической книжке, выяснила значение по словарю, а общение с бабушками помогало мне наполнять его реальными деталями.

Когда родилась наша дочь, то мы с мужем поставили перед собой задачу не попасть в тупик неконтролируемой ситуации по отношению к нашему ребенку. Мы поняли, что единственный шанс иметь возможность помогать Богдане по жизни и всегда быть рядом с ней — это постоянно находиться в контакте с дочерью. Очень хотелось привить ей чувство ответственности и развить ее самостоятельность. Однако воспитывать человека, способного иметь собственное мнение, не так просто. Например, сегодня на месте дочери я бы выбирала другой стиль одежды — более женственный, даже несколько изысканный. Однако она предпочитает туфелькам на каблучке удобную обувь без каблуков, свободного покроя брюки, рубашки, юбки — легким романтическим блузочкам. Я уважаю ее выбор, и это связано с той обратной стороной медали, с которой приходится сталкиваться при воспитании самостоятельной личности.

Никогда не стремилась оберегать дочь от тяжелых переживаний и сложных жизненных проблем. Это было и тогда, когда маленькая Дана наравне с нами, взрослыми, выполняла тяжелую и порой неприятную работу по уходу за прикованной к постели тяжелобольной бабушкой, и тогда, когда дочь неудачно влюблялась и очень из-за этого страдала. Я всегда в трудные моменты повторяла и повторяю: «Душа обязана трудиться — нужно уметь и плакать, и сочувствовать, и обижаться, и прощать. Душу нужно тренировать так же, как и мышцы.»

Как-то мы втроем размышляли о красоте и уродстве в физическом и духовном плане, вспомнили Квазимодо и Эсмеральду. «Ты же читала «Собор Парижской Богоматери», — обратилась я к дочери, а в ответ услышала — «Смотрела». Это меня очень расстроило, наши дети смотрят, то, что мы когда-то читали взахлеб, это уже совсем другое поколение. К счастью, со временем ситуация изменилась — дочь увлеклась серьезной литературой, читает Умберто Эко, Пелевина, интересуется книгами по философии и психологии. В будущем она видит себя психологом. Думаю, что у нее для этого есть неплохие задатки. Хотя сама Богдана это еще не вполне осознала: пока еще совсем по-детски недоумевает, когда друзья у нее спрашивают «Как дела?», а потом по полчаса рассказывают ей о своих.

Дочери скоро исполнится шестнадцать лет. Она уже достаточно хорошо приспособлена к жизни и вполне смогла бы жить отдельно от своих родителей. Сегодня дочка нас с мужем называет своими лучшими друзьями, во мне она ценит «критика», а в муже — «лирика». Разговоры с папой могут у нее затягиваться и глубоко заполночь. Именно папа собирал ее на первое свидание, а мама в то время находилась в очередной командировке. Как ни печально, но нам с мужем часто приходится по работе разъезжаться в разные стороны. Мы даже как-то пошутили, что оставляем ребенка на собаку. Запомнилось, как в семилетнем возрасте дочь сама собирала свой чемоданчик для поездки в оздоровительный лагерь, не забыла даже пакетик соды на случай, если заболит горло. Примерно в этом же возрасте она заработала и свои первые деньги — озвучила на украинском языке рекламный ролик про «Киндер-сюрприз», очень гордилась, что именно ее вариант озвучки был принят жюри. Когда ей было десять, то мы предложили Богдане поучаствовать в «Сезонах моды» — вымыть триста стульев для зрителей. Мы стараемся показать дочери особенности нашей профессии во всех ее сложностях. В качестве волонтеров уже и ее одноклассники принимают участие в наших «Сезонах мод». Я очень надеюсь, что нам и в дальнейшем удастся быть рядом с дочерью и всегда понимать друг друга. Только то, что ты делаешь сам, и что только ценно для тебя, становится ценным и для твоего ребенка.

Мы с мужем в институтский период пережили несколько генсеков, от Брежнева и до Горбачёва. Самым страшным в обществе того периода, кроме всяких экономических моментов, было то, что нас приучали к лицемерию — видеть одно, а говорить совсем другое. Однако из прошлого каждый берет только то, что хочет. Кто-то вынес прекрасные человеческие отношения, умение понимать и помогать друг другу, а кто-то — любовь к привилегиям и не понимание того, что порядочность — это самые главное качество для любого человека. Относительно того, чего бы нам с мужем не хотелось передавать дочери, — так это страх перед государством, ощущение себя ничем перед этой государственной машиной. От этого страха очень трудно избавиться, но мы не хотим, чтобы в нашей новой Украине так было. Хотелось бы, чтобы у дочери сохранилось наше умение дорожить людьми и теплота личного общения, чтобы людям из ее окружения хотелось приходить в гости друг к другу, слушать и слышать друг друга, искренне участвовать в судьбе друг друга.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ