Кто же прав? Может, и впрямь опасения общественности напрасны, а мнение специалистов Союза Архитекторов Украины, его ведущих зодчих, всего лишь отсталость во времени, о чем откровенно говорят авторы проекта. Ко мне, как специалисту в области градостроительства, часто обращаются люди, встревоженные этим событием. Их возмущает и то, что городская власть никак не реагирует на недовольство общественности, упрямо продолжая делать намеченное, а инициаторы этих идей в Главархитектуре продолжают, как всегда утверждать, что все будет хорошо.
К великому сожалению, подобное уже не раз происходило в Киеве — не мытьем, так катаньем. Вместо того, чтобы прислушаться к голосу разума, взялись за обработку общественного мнения. Невольно вспоминаются проектные баталии прошлых лет, будоражившие Киев. Тогда общественность требовала только одно — сделайте грамотный проект. К примеру, Президент- отель в Первомайском парке не 25 этажей, а 8-10, чтобы не нарушать уникальную панораму Киева в зоне «Лавры» кричащим домом-столбом. Не воздвигайте убийственную для Крещатика 30-этажную башню на Бессарабке. Не ставьте гостиницу против оперного театра, по диагонали, как типовые дома на жилмассивах, увяжите ее с характером застройки ул. Владимирской. Нас же хотели «убедить» в их, с позволения сказать, правоте. Учредили пресс-центр, привлекли подкармливаемых «архитекторов-плакальщиков», подключили прессу, радио, телевидение. И все для оболванивания киевлян. Но ничего, слава Богу, не вышло. Совсем недавно такое же произошло и с проектом общественного центра на территории мемориала Бабий Яр.
Я привел эти примеры, чтобы еще и еще убедить потерявших меру ответственности людей от проклятий киевлян. И не в будущем, а при жизни.
Авторы утверждают, что площадь нужно приводить в порядок. С этим нельзя не согласиться.
На самом же деле, их это меньше всего волнует. Там другие интересы, о которых можно только догадываться. И потом — «приводить в порядок» не значит все застраивать. При необходимости это можно сделать за неделю. Сегодня не об этом нужно думать. Истинные патриоты не в землю должны «закапывать» деньги. Если бы я мог регулировать происходящий процесс, не разрешил бы такое. Поговорил бы с директорами пустующих предприятий, с оставшимися там коллективами и попросил бы отдать на самых выгодных условиях «гуляющие» производственные площади этим денежным мешкам, освободил бы их от налогов, чтоб завезли новое оборудование, внедрили новые технологии и с участием заводчан организовали производство конкурентоспособных товаров, которые нам сейчас везут из-за границы. Вот что сегодня нужно стране, а не подземные дорогостоящие дворцы. Конечно, со временем для их владельцев это будет киевский Клондайк. Но правильно ли мы делаем, что под очень сомнительным предлогом реконструкции «коллектора» отдаем недра в сердце столицы иностранному капиталу. С «нашим участием», как говорят.
Невольно в голову пришла шальная мысль. Во второй мировой войне города и села Украины были оккупированы в определенной мере тоже «с нашим участием». Мой возмущенный мозг непроизвольно выдал такое жуткое сравнение, как естественную реакцию на этот уже начавший свершаться факт. Что это — отсутствие европейского опыта? Нет. В короткий срок мы успели наделать достаточно своих негативных примеров. Анализируйте, учитесь. На наших глазах недавно исчезла вчера еще уютная часть улицы Красноармейской между Площадью Толстого и Бессарабкой. Это уже не Киев. Не ахти какая архитектура этой улицы в сочетании с зеленым нарядом еще недавно выглядела столичной. Сегодня по ней не хочется идти. Воткнутые изредка новые деревья в бетонном окружении не вырастут и не восполнят утраченное. А зайдите в туннель — трубу с претензионным названием «Метроград»?! Недавно я повел туда внучку в надежде показать ей чудо урбанизации. После 10 минут пребывания в этом «турецком базаре» она попросилась на поверхность. Сказала — лучше бы там машины ездили. Устами младенца глаголит истина. Мы много лет мечтали, чтобы именно так это было, дабы исчезли «пробки» на Бессарабке, но теперь они навсегда. Я удивляюсь Правительству. Неужели премьера Кинаха после этих опытов не интересует, что делается на стадионной площади ? «Олимпийский» — достояние страны, ее граждан. Не только киевлянам не безразлична его судьба.
На первом Градсовете, в феврале, когда авторы не ожидали возражений и не приняли, как там водится, «подготовительных мер», шесть самых опытных членов Совета выступили категорически против застройки площади. Два явно зависимых архитектора поддержали. Оправдывая проектное решение, как и главный архитектор С. Бабушкин, договорились до того, что площади как таковой здесь раньше не было и что «вообще здесь не место Олимпийскому стадиону. Когда, мол, будут проводиться в Киеве олимпийские игры, все это построят за городом». Чушь! И как можно вообще так легкомысленно рассуждать о судьбе городской площади и уникального дорогостоящего Республиканского стадиона. В постоянно меняющихся проектах, периодически представляемых авторами на Градсовет, не счесть недостатков.
Главное, на мой взгляд, сам факт застройки площади. Здесь допущены грубые правовая, гражданская и градостроительная ошибки. Первая заключается в том, что такие ответственные градостроительные акции нельзя делать без согласия общества. Без него ни Киевсовет, ни даже Кабинет Министров не вправе этого делать. А вопрос перекрытия транспорта, пробки, загазованность. И не на один день. Согласны ли терпеть эти неудобства и потери жители города? Кто посчитал такие издержки? В Европе, куда мы стремимся, так не поступают. И градостроительная. Ни в одном проектном решении проектов генерального плана, застройки центра, ПДП, никогда не застраивалась стадионная площадь. А это главные градостроительные документы. Там, кстати, сказано: «Впливовим важелем у формуванні об’ємно- просторової композиції є відчуття самостійності, «відкритих» і «закритих» міських просторів. Визначення цього для Києва має здійснюватись на принципах органічного поєднання просторових якостей природних і штучних складових міського пейзажу». Это чтобы Киев не потерял свое лицо, своеобразие. А нам предлагают все застроить и сделать обычную улицу.
Совершенно недопустимо отнеслись авторы к вопросу эвакуации со стадиона 100-тысячной толпы и предупреждения возможных негативных (трагических) последствий.
Я не хочу говорить о скороспелой разношерстной архитектуре проекта. Вся площадь застраивается торговым комплексом и другими совершенно не нужными для функционирования стадиона сооружениями. Что, нет другого места для их строительства? Вспомните стадион в Лужниках, в Санкт- Петербурге с большими рекреационными пространствами для людей. Там до такого никто не дошел. Да, стадион требует внимания, реконструкции для полноценного функционирования, проведения на всех уровнях спортивных и общественных мероприятий. И площадь нужно приводить в порядок, благоустраивать. И стоящий на ней, как сирота, театр оперетты. Но об этом никто не думает.
В 2003 году исполняется 80 лет стадиону. Каким встретит он свой юбилей?
Николай ЖАРИКОВ — народный архитектор Украины, лауреат государственной премии, действительный член Украинской академии архитектуры