Одним из регионов мира, в которых прогнозируется реальное увеличение добычи нефти, сегодня является район Каспия. Специалисты утверждают, что до 2010 года здесь будет добываться 90 млн. тонн нефти, что на 80 млн. тонн больше, чем сейчас. При условии, что добыча российской нефти имеет стойкую тенденцию к сокращению, а ее поставка в Украину усложняется из-за введения квот, именно каспийская нефть, легкая и малосерная, может создать эффективную конкуренцию российской не только в Украине, но и на рынках Центральной, Восточной и Северной Европы. Понятно, что украинский маршрут каспийской нефти более всего отвечает нашим национальным интересам.
Но специалисты, поддерживающие идею создания евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), убеждены, что этот проект может быть эффективен только в случае привлечения к его реализации инвестиционных ресурсов нефтегазовых компаний — владельцев нефти каспийского региона и активных операторов на рынке в Европе. Безусловным залогом успеха этого проекта является поддержка Европейского банка реконструкции и развития, который проявляет постоянную заинтересованность в нем. ЕАНТК уже пользуется популярностью в Польше, создавшей в ноябре 1998 г. группу компаний «Golden Gate» для участия в его реализации. Интерес к проекту проявили также несколько ведущих нефтяных и финансовых компаний США. А агентство по торговле и развитию США в конце 1998 года, в соответствии с решением Комиссии Кучма—Гор, выделило грант на выполнение технико-экономического обоснования проекта. Его результаты оказались положительными.
Украинская часть проекта предусматривает создание танкерного флота, нефтеперегрузочного комплекса (терминала) и трубопровода. Но если сооружение трубопроводной системы идет ритмично (ежегодно 68 км), то работы на терминале в последние два года практически не проводились. Нет также планов строительства танкерного флота. А это и рабочие места для судостроителей, и заказы для отечественных металлургов и приборостроителей и тому подобное.
За годы строительства нефтетерминала и трубопровода из государственного бюджета Украины были выделены только 8,5 млн. грн. (объем работ — 3,9 млрд. грн.) Строительство осуществлялось в основном за счет средств ГАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» и ГАО «Приднепровские магистральные нефтепроводы». Но в последнее время финансовые возможности этих предприятий ухудшились, поскольку теперь они обязаны перечислять в государственный бюджет поступления от транзита нефти.
Учитывая стратегическое значение евроазиатского нефтетранспортного коридора для Украины, а также наличие многочисленных организационных, финансовых, технических проблем, мешающих его созданию, Президент Леонид Кучма подписал ряд документов, которые ставят довольно сложные задачи перед органами государственной власти. Поэтому ЕАНТК является предметом особого внимания Совета национальной безопасности и обороны Украины. Начиная с 1997 года, на заседаниях СНБОУ неоднократно рассматривались состояние и перспективы реализации планов диверсификации источников нефтеобеспечения. Согласно Указу Президента Украины от 10 марта 2000 года № 457 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 14 февраля 2000 года «О неотложных мерах по преодолению кризисных явлений в топливно-энергетическом комплексе Украины» Кабинету Министров Украины в очередной раз было поручено ускорить строительство первой очереди нефтяного терминала «Южный» и нефтепровода «Одесса — Броды». Но развитие событий вокруг реализации этого проекта свидетельствует о том, что правительство имеет на него свои взгляды, отличающиеся от позиции Президента Украины и СНБОУ.
На начало апреля строительная готовность нефтепровода «Одесса — Броды» составляла 64%, а НПК «Южный» — только 6,5%. Однако данный проект будет жизнеспособным только в том случае, если в 2001 году одновременно станут в строй танкерный флот, нефтетерминал и трубопроводная система, а нефть потечет на модернизированные (проект будет рентабельным в случае повышения глубины переработки нефти до 80%) отечественные заводы. Важно понять, что именно нефтетерминал является ключевым элементом проекта, разное состояние строительной готовности нефтепровода и терминала может вызвать эффект «пустой трубы» и превратить ЕАНТК в долгострой столетия. Этого, к сожалению, наше правительство не осознает.
Президент Украины, СНБОУ неоднократно указывали на то, что правительству нужно определиться со всеми составляющими строительства евроазиатского нефтетранспортного коридора, и, в первую очередь, подобрать партнеров по закупке нефти, подсчитать объемы ее транзита, руководствуясь при этом требованиями экономической целесообразности.
Чтобы найти и сконцентрировать финансовые ресурсы всех заинтересованных в реализации данного проекта сторон, предусматривается создать международный нефтетранспортный консорциум, доля Украины в котором должна определяться той инфраструктурой, которая на то время будет построена. 26 мая 1998 г. Президент дал поручение проработать вопрос о создании такого консорциума, запретив при этом использование государственных средств без надлежащих гарантий их возвращения. Среди преимуществ этого решения — уменьшение нагрузки на государственный бюджет, расширение экономических связей с действительными и потенциальными членами Европейского союза, создание экономической основы для деятельности межгосударственного объединения ГУАМ и главное — упрочение политической позиции Украины в диалоге с Российской Федерацией по поставкам российских энергоносителей.
Таким образом, реализация проекта путем создания международного консорциума будет способствовать упрочению энергетической безопасности Украины. При этом весь проект ЕАНТК рассматривается как коммерческий, осуществляемый также и при участии частного капитала, который будет иметь свою долю в данном консорциуме. Его создание предусматривает существенное ускорение строительства объектов ЕАНТК, поскольку таким образом можно увеличить долю Украины в уставном фонде консорциума. Торможение строительства, проволочки с получением кредита ЕБРР преследуют единственную цель — помешать реализации идеи ЕАНТК.
Для воплощения ее в жизнь необходимо увеличить объем централизованных капиталовложений, направленных на строительство объектов ЕАНТК, привлекать для этого также прибыли ГАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» и ГАО «Приднепровские магистральные нефтепроводы», содействовать участию в проекте заинтересованных инвесторов — ЕБРР, американских и польских компаний. Но правительство не принимает меры по решению этих проблем.
Значительный внешний долг и обязательство по его обслуживанию в этом году практически исключают какое-либо бюджетное финансирование проекта. Графиком финансирования строительства первой очереди нефтетерминала предусматривалось выделить около 40 млн. грн. — реально поступили только 3 млн. грн. За счет централизованных капиталовложений текущего года могут быть выделены максимум 100 млн. грн. (при годовой потребности 562,6 млн. грн.), а в случае реализации планов Министерства финансов по сокращению бюджетных расходов не будет выделено ни копейки. В то же время налоговый пресс не позволяет направить на строительство объектов ЕАНТК достаточные средства за счет прибылей нефтетранспортных организаций. И как же цинично звучат в этих условиях громкие заявления некоторых членов правительства о необходимости ограничить финансирование проекта исключительно собственными средствами. Тем временем проволочка с решением сугубо технических вопросов привела к прекращению переговоров с ЕБРР. Неоправданно затянулось определение основного заемщика средств банка, что значительно замедлило темпы реализации всех технологических составляющих проекта. Между тем известно, что по выводам ЕБРР, единственным возможным заемщиком средств банка может быть ГАО «Приднепровские магистральные нефтепроводы», которое прошло международный аудит по этому вопросу.
В то же время разворачивается PR-кампания по дискредитации позиции Президента Украины и СНБОУ и утверждение так называемой изоляционистской модели реализации проекта ЕАНТК, предусматривающей «опору» исключительно на собственные силы, хотя элементарное сравнение этой модели с проектом международного консорциума позволяет экспертам утверждать об абсолютном преимуществе последнего. Поэтому становятся более понятны настоящие цели, преследуемые сторонниками изоляционизма в правительстве Украины. Это — удовлетворение собственных политических амбиций, получение контроля над движением бюджетных средств, направленных на реализацию проекта, попытки не допустить честной конкуренции на нефтяном рынке Украины, сохранить монопольные сверхприбыли приближенных структур. Объективно сторонники изоляционизма работают против проекта ЕАНТК и на неукраинский маршрут транспортировки каспийской нефти.