Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

К 100-й годовщине Олексы Гирныка

Прометеизм в Украине: Мария Витрова, Василий Макух, Николай Береславский, Юрий Михайловский, Олекса Гирнык
27 марта, 2012 - 12:20
ФОТО С САЙТА archive.khpg.org

27 марта — 100 лет со дня рождения Героя украинского народа Олексы Гирныка. В ночь на 21 января 1978 года, в день Соборности, Олекса поднялся на Чернечью гору в Каневе. С собой взял две канистры бензина и зажигалку. Был мороз — -15 градусов, много снега.

Охрана Музея Тараса Шевченко спряталась в тепле, да и Олекса рассчитал свои действия так, чтобы ему никто не помешал, — потому выбрал ночное время. Четыре раза обошел (остались следы на снегу) вокруг могилы Т. Шевченко. Спустился к склону горы, откуда виден Днепр.

Разбросал около тысячи предварительно изготовленных собственноручно листовок. Подошел к самому краю горы. Облил себя бензином. Достал нож и зажигалку. Чиркнул зажигалкой — и все тело вспыхнуло, как факел. Успел сделать четыре шага от склона и ударил себя ножом. Упал на спину. Утром тело нашли. Сообщили в милицию.

В отраслевом архиве СБУ сохранилось письмо-сообщение в Центральный комитет Коммунистической партии Украины: «Секретно. Вражеские происки. Черкасская область, 21 января 1978 г. около 9 часов утра в г. Каневе на территории Музея-заповедника Т. Г. Шевченко в 15 метрах от обзорной площадки местным жителем Мещеряковым Н.И., 1933 года рождения, беспартийным, слесарем комбината коммунальных предприятий города, найден труп мужчины с открытой раной живота.

Одежда на нем сгорела полностью. Стрелки обгоревших наручных часов показывали 8 часов 28 минут. Рядом находились: из синтетического материала емкость 2,5 литра, пластмассовый баллон емкостью один литр с незначительным количеством жидкости с запахом бензина, нож, зажигалка, хозяйственная сумка и шапка-ушанка». Это было тело Олексы, уроженца села Богородчаны Ивано-Франковской области, который перед смертью написал в своих листовках:

«Протест против русской оккупации на Украине!
Протест против русификации украинского народа.
Да здравствует Самостоятельное Соборное Украинское Государство».

Олекса долго и тяжело шел к этому шагу — акту самосожжения. Он не мог не понимать, что «оборону держат только те, кто остался в живых». Он видел тотальное уничтожение украинского народа и всего украинского. Он видел и осознавал, что способных держать оборону оставалось все меньше, поэтому «кожний жовнір» высоко ценился.

Но он также видел, что большое количество тех, кто остался в живых, прекратили оборону. На то было много причин. В первую очередь — страх. Веками украинцев запугивали и принуждали быть не украинцами; постколониальный, постгеноцидный и обескровленный Голодомором народ был почти полностью истощен и уничтожен. Оставались дети тех, кто чудом спасся, дети изменников и тех, кто согласился быть таким. Все они хорошо понимали, что выжить, не жить — нет, а именно выжить могут только при условии тщательной конспирации, при условии не выделяться из «массы». Но Олекса видел, что даже в этой «массе», запуганной и опутанной ложью, все равно живут настроения протеста, несогласия и желания не быть быдлом. Нужно было как-то пробудить эти настроения, растормошить людей, дать понять, что не все потеряно. Другого средства, чем как стать «Факелом» для своего народа, Олекса не видел. 6 января 1978 года в последнем прощальном письме к своей жене он написал: «Я шел простой дорогой, тернистой. Не оступился, не обманулся. Мой протест — это сама правда, а не московская ложь от начала до конца. Мой протест — это переживания, мучения украинской нации. Мой протест — это прометеизм, это бунт против насилия и порабощения. Мой протест — это слова Шевченко, а я только его ученик и исполнитель». Невзирая на то, что советская власть сделала все, чтобы замолчать подвиг Олексы Гирныка (с целью оболгать его героический поступок распространяли слухи, что сжег себя или себя пьяница, или психически больной); невзирая на запугивание свидетелей, правда об Олексе и его поступке живут и действуют.

В Донецке, в главном офисе Всеукраинской общественной организации инвалидов «Чернобыль-Помощь», четыре года тому назад и через 30 лет после гибели О. Гирныка, а также в день сорокалетия самосожжения Василия Макуха торжественно был открыт музей на общественных началах — «Смолоскип». Как высказались в своих отзывах люди, которые пришли на открытие и как было отмечено в поздравительных телеграммах, — это первый и единственный музей в мире такого рода. Из экспозиций мы узнаем, что сожгли себя ради своего народа трое украинцев. При царизме в Петропавловский тюрьме в знак протеста облилась керосином и сожгла себя Мария Витрова. Этот поступок повлек многотысячные демонстрации в Киеве, Петербурге и Москве. Учитывая, что Мария была «народовольницей», советская власть использовала этот поступок в свою пользу, в Киеве даже была названа улица в честь Марии. В 1968 году (об этом знал Олекса Гирнык) в знак протеста против введения войск в Чехословакию и против москализации Украины на Крещатике сжег себя Василий Макух. О нем вообще какие-либо свидетельства или упоминания были уничтожены. Подвиг Василия повторил чех Ян Палах. Была попытка самосожжения Николая Береславского. Поскольку он пытался это сделать публично, то этой попытке помешали, но не забыли за нее наказать тюрьмой. Имеется факт самосожжения бойца УПА, который провел 20 лет в «криївці» на Тернопольщине, а когда его окружила милиция, не сдался, а сжег себя живьем. Его имя — Юрий Михайловский.

Вряд ли мы бы когда-либо узнали о них, если бы не подвиг Олексы Гирныка. Тело погибшего осматривал Михаил Ищенко, каневский врач, который потом всю жизнь посвятил изучению жизненного пути Героя и который собрал много фактов и материалов об Олексе, а впоследствии их обнародовал. Это стало толчком для исследовательской работы ВООИ «Чернобыль-Помощь» и создания музея. Музей работает, исследовательская работа продолжается. У людей, которые сюда наведываются, обязательно возникают вопросы, например, почему здание музея неоднократно поджигали в якобы Украинском государстве Украина? Почему можно безопасно говорить на украинском везде и во всех странах мира (за исключением одной), а в Украине опасно? Почему донецкий Владыка Сергей говорит о своем намерении совершить акт самосожжения в знак протеста против уничтожения Украинской церкви, потому что у него уже не осталось других средств защищаться? Вопросов много. Ответ, по-видимому, один — поступок Олексы Гирныка не был бесполезным и стал мощным действенным оружием сопротивления.

Кстати, 31 марта в читальном зале Музея «Смолоскип» в честь Олексы Гирныка состоится научно-практическая конференция «Прометей Украины».

Виктор ТУПИЛКО, основатель музея «Смолоскип», Донецк
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ