Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как бедняк подражал богачу

23 февраля, 2001 - 00:00

Жила-была одна семья — муж, жена и дочь. Была эта семья бедной- пребедной, еле концы с концами сводила. Стали муж с женой думать, как бы им разбогатеть.

— Живем мы сейчас в нищете. Давай разыщем какого-нибудь богача, поселимся с ним рядом, поглядим, что он делает, и будем во всем подражать ему.

Так они и сделали. Сломали свою хижину и построили новую рядом с домом богатого сетхэя. Сетхэй заставлял своих работников обрабатывать поле и огород, а потом посылал их продавать урожай. Бедняки старались подражать сетхэю, в чем могли, работали в поле, а потом часть урожая продавали на базаре. Постепенно дела у них пошли все лучше и лучше, достаток рос.

Муж с женой решили отблагодарить сетхэя, у которого они тайком научились вести хозяйство. Муж взял горсть золота и отправился к богачу.

— Для чего ты принес мне золото? — удивился сетхэй.

Бедняк рассказал все, как было.

— Раз ты сам считаешь, что приобрел все свое богатство благодаря мне, значит, это мое богатство. Ты должен отдать мне все свое состояние, а уж я сам решу, какую долю тебе выделить.

— Но я же не остался неблагодарным и принес вам золото. Если бы я знал, что вы потребуете все мое состояние, то не принес бы вам ничего.

Долго спорили сетхэй и бывший бедняк. Наконец обратились к судье. Судья их спор разрешить не смог и повел обоих к королю. Бывший бедняк снова рассказал все, как было.

Король обратился к сетхэю:

— Правильно ли изложил дело этот человек?

— Все правильно, ваше величество.

Понял король, что сетхэй жаден не в меру, и сказал:

— Сетхэй, у тебя есть дети?

— Сын, ваше величество.

— А у тебя? — обратился король к бывшему бедняку.

— Дочь, ваше величество.

— Чтобы между вами не было раздоров, я повелеваю обеим семьям породниться. Тогда и делить вам будет нечего.

Сетхэй и бывший бедняк низко поклонились королю и удалились, чтобы последовать мудрому королевскому решению.

КОММЕНТАРИЙ

В этой сказке со всей очевидностью показана ценность знания. Наш бедняк готов трудиться, но он не знает, что и как надо делать. А сетхэй — богатый помещик, хорошо это знает. Сам он в поле не трудится, но умело руководит своими работниками и богатеет. Бедняк принимает правильное решение — найти умного, компетентного, и потому богатого человека, поселиться рядом с ним и действовать, подражая ему во всем. Он находит сетхэя. Семья бедняка, тайком подглядывая и подслушивая, упорно трудится, и дела у них постепенно поправляются.

Бывший бедняк оказался учеником не только успевающим, но и благодарным. Он принес сетхэю в подарок горсть золота и объяснил, почему он это сделал. Жадный сетхэй позарился на его состояние, странным как будто бы образом доказывая свое право: раз ты разбогател благодаря мне, значит, твое богатство на самом деле — мое богатство. Сетхэй высоко ценил свою интеллектуальную собственность. Правда, какую-то долю он все-таки готов был выделить бывшему бедняку. По-видимому, учитывая затраченную его семьей рабочую силу.

Далее следует долгий спор и обращение к судье. Тот оказывается не в силах разрешить сложное дело. Наконец появляется король — высшая судебная инстанция. Таким вот путем люди, столкнувшиеся на жизненном поприще, идут к истине и справедливости. Сначала они пытаются справиться с делом собственными силами, стараясь доказать друг другу свою правоту. Затем, убедившись, что ничего не выходит, они отправляются за помощью к судье. В конце этого земного пути — король, верховный суд и т.п. Остается еще Бог, но видимым образом он людские дела не решает, пути его неисповедимы. Как говорится, Бог правду видит, да не сразу скажет. Оттого у некоторых формально мыслящих и недальновидных людей появляется мнение, что «нет правды на Земле. Но правды нет — и выше».

Решение, принятое королем, называется в сказке мудрым. Сетхэй и бывший бедняк удаляются, чтобы его исполнить — поженить своих детей. Что думают об этом сами дети, никого не интересует. Сегодня мы считаем это пережитком, а может быть, и нарушением прав человека. Но сказка повествует о прошлом, к тому же Восток есть Восток. И еще стоит заметить, что это решение не только устраняет экономические разногласия между сторонами, но имеет характер осуждения и награды. Ведь брак все-таки неравный. Стало быть, сетхэй понижен в статусе за чрезмерную жадность, а бывший бедняк повышен за свою доброту.

В наше время сказка может быть прочитана иначе. Нас не привлекает «мудрость» решения. Не в этом мы видим мораль. Ситуация видится скорее в контексте ценностей информационного общества, т.е. такого общества, в котором успех практически всякого дела напрямую зависит от информационных ресурсов. В обществах традиционном и индустриальном информация тоже имела большое значение, но определяющим был все-таки вещественно-энергетический ресурс. Теперь дело обстоит иначе. Знания, а также развитость информационных технологий определяют все другие стороны жизни. В сказке претензия сетхэя объясняется жадностью. Сегодня это не убеждает. Да, сетхэй делал свое дело и сознательно не участвовал в обогащении бывшего бедняка, поэтому кажется, что его претензия на все богатство, нажитое бедняком, совершенно неосновательна. Но ведь бедняк постоянно занимался кражей информационных ресурсов. Он мог подорвать, как можно сказать сегодня, информационную безопасность семейства сетхэя. По нынешним меркам — это серьезное правонарушение. Сетхэй, по-видимому, рассуждал следующим образом: «Этот бедняк со своим семейством — все равно, что мои работники. Эти получали мои ценные указания, а те их крали. Я заплачу им столько, сколько плачу обычным работникам — только за физический труд». О безопасности сказано здесь не для красного словца. Кража информации не сказалась на благополучии сетхэя просто потому, что рынок был безграничным. При ограниченном рынке сразу возникла бы конкуренция со всеми вытекающими последствиями. Может быть, «кража» — сильно сказано, сетхэй не знал, что за ним подглядывают. И все же…

Оказывается, что сегодня, используя современную информационную технику, можно не только тайно похищать ценные сведения, но и совершать натуральные кражи. Речь идет о возможности проникать в компьютерные сети банков и переводить оттуда огромные суммы денег на счета частных лиц. Этим занимаются хаккеры. Сегодня мы начинаем понимать, что деньги — это информация и что информация — универсальная ценность. Действительно, сидя в уютном кабинете у компьютера, скажем, в одном из городов Европы, хаккер проникает в какой-либо банк мира и переводит на свой счет деньги. Затем, опять-таки посредством компьютера, он заказывает в торговой фирме покупки, которые ему доставляют прямо на место, в его кабинет. Вот яркий пример материализации знания. И пример, убеждающий нас в том, что информация в современном обществе — действительно важнейший ресурс.

Владимир ШКОДА

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ