Еще в среду вице-премьер Андрей Клюев утверждал: «Цены уже начали падать и в ближайшее время будут еще меньше». Но слова уже не действуют. Вчера в Киеве под Кабмином против повышения цен на нефтепродукты протестовала молодежь. А в это же время организация «Общественный контроль» проводила «круглый стол» представителей политических партий, действующих в столице. На нем было принято обращение к Киевсовету и мэру города, предлагающее установить мораторий на повышение транспортных цен в связи с нефтяным кризисом
КРЫМ: АВТОНОМИЯ ДЕРЖИТ ЦЕНЫ
Крымское правительство делает все, чтобы свести к минимуму влияние временного повышения стоимости бензина на остальные отрасли экономики. Во-первых, как сообщили в пресс-службе правительства, Совет министров Крыма продлил действие ограничения цен на продукты питания, введенное при подорожании хлеба в прошлом году, уже до октября нынешнего года. Согласно этому постановлению, мука пшеничная высшего сорта не может стоить больше 2 гривен, первого сорта — 1,8 гривни. Крупа пшеничная не может быть дороже 1,5 гривни, рис — 2,6 гривни, сахар-песок — 2,7 гривни. Эта мера способствовала тому, что из продуктов в Крыму пока подорожало только мясо (цена вырезки доходит до 30 и больше гривен!), да и то причины тут скорее не в бензине, а в дефиците мяса, вызванном тем, что крестьяне пустили под нож «мясную» скотину еще зимой из-за недостатка кормов.
В сфере оптовой торговли автомобильным бензином автономии работало 105 предприятий, которые увеличили реализацию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10% — до 67 млн. гривен без НДС, а оптовый товарооборот — на 18%. Практически весь объем оптового товарооборота бензина и дизельного топлива был получен от реализации отечественной продукции, отметили в статуправлении. Лидерами на оптовом рынке данных видов горючего являются предприятия Симферополя и Феодосии.
С другой стороны, правительство Крыма уже имеет опыт ограничения роста цен на бензин. «Сегодня Крым стремится повторить этот прием, — говорит министр экономики Владимир Кулиш. — Совмин автономии, чтобы придать этому процессу общественное одобрение, вынес на обсуждение общественности проект постановления «О мерах по стабилизации цен на нефтепродукты», в котором предлагается временно, до 1 августа, ограничить предельные цены на нефтепродукты: бензин марки А-76 и А 80 — на уровне2,1 гривни, А-92 — 2,6 гривни, А-95 — 3 гривни, а дизельного топлива — 2,1 гривни».
Преимущество такого шага, считают в правительстве, очевидно: в данном случае предприниматели и все хозяйствующие субъекты имеют возможность рассчитать свои экономические показатели на летнюю перспективу и не принимать «панических» решений. Во всяком случае, доныне стоимость проезда в городских маршрутках составляет всего 75 копеек, в автобусах — 30 копеек, в последние дни повысились цены только на проезд в частных такси — вместо 6—8 гривен за проезд через весь город таксисты стали просить уже 10—12 гривен, что по местным меркам очень дорого и много симферопольцев вынуждены отказаться от столь дорогого путешествия, пересесть на другие виды транспорта.
Как сказала для «Дня» диспетчер туристической автостанции на Симферопольском железнодорожном вокзале Галина Морозова, у них также пока не идет речь о повышении тарифов на проезд курортников по Крыму. «Мы стараемся оставить прежние цены, ведь после повышения мы можем потерять клиентов», — считает она. По ее мнению, стоимость проезда по Крыму — до Ялты 10,85 гривни, Севастополя — 11,4 гривни, до Феодосии — 15,4 гривни в микроавтобусах — и так высока. В рейсовых, менее комфортных автобусах она немного ниже, однако и это уже заставляет курортников передвигаться по курортным трассам на троллейбусах.
ХАРЬКОВЩИНА: ВСЕ НАДЕЖДЫ НА ТОПЛИВНЫЙ ФОНД
По сравнению с другими крупными городами, такими, как Киев, Днепропетровск, Донецк и Симферополь, в Харькове были отмечены одни из самых высоких цен на 76-й бензин и дизельное топливо. Цена 92-го на 10 копеек ниже, чем в столице. А вот 95-й стоит так же, как в Киеве, но зато дешевле на 25—50 копеек, чем в Донецке и Днепропетровске. По официальным данным инспекции по контролю за ценами, в Харьковской области за последние несколько дней топливо подорожало, в зависимости от марки, от пяти до пятидесяти копеек.
В результате скачка цен на бензин в Харькове подорожали услуги такси. Теперь в большинстве фирм первые пять километров поездки по городу обойдутся в семь гривен, а каждый следующий километр — по девяносто копеек. В некоторых радио-такси цены колеблются от семидесяти копеек до гривни двадцать за километр. Как сообщили «Дню» некоторые перевозчики, цены на проезд в автобусах и маршрутках в городе вырастут — на десять—двадцать копеек. Главная составляющая цены на билет — как раз цена топлива. Так что, хоть владельцы маршрутных такси и понимают, что такая ценовая перемена больно ударит не только по карману пассажиров, а и по их собственному карману, поскольку ездить станут меньше, но сделать ничего не могут, ведь в противном случае машины придется ставить в гараж. Перевозчики утверждают, что уже обратились к городским властям с просьбой утвердить новые цены. Хотя Евгений Черненко, вице-мэр Харькова утверждает, что у него такой информации нет и к нему с такими просьбами никто не обращался. По информации областного автотранспортного управления, проезд в пригородных и междугородних автобусах пока не подорожает, но цена останется прежней до тех пор, пока перевозчики не составят экономическое обоснование новых тарифов и не согласуют их с властями.
Подорожание бензина пока не отразилось на ценах на продукты в Харькове. По официальным данным управления статистики облгосадминистрации, за последнюю неделю на рынках и в магазинах подорожали только мясо и сахар, но, как утверждают специалисты, это обычное сезонное подорожание. Сейчас оптовики распродают еще старые запасы товара. Однако прогнозируется, что если цена на бензин останется прежней, то продукты могут подорожать уже в этом месяце.
На данный момент рост розничных цен на бензин на большинстве заправок Харькова приостановился, но дешеветь топливо ещё не начало. Накануне губернатор области Евгений Кушнарев выразил надежду на то, что на региональном бензиновом рынке начнется стабилизация. Губернатор осознает всю остроту этой проблемы, но надеется, что создание топливного фонда, в частности за счет Шебелинского конденсатного завода, который сейчас работает на потребности внутреннего украинского рынка, поможет частично решить задачу — хотя бы для области.
ЛЬВОВЩИНА: ЦЕНА ПОНИЖЕНИЯ — КОПЕЙКА
После вступления Республики Польша в Евросоюз говорить на Львовщине о ценах, их тенденции к росту сложнее. Ведь влияет не только подорожание бензина, но и близость к границе с европейским сообществом. В Польше цены неуклонно растут, и это чувствуется во Львове. Да, подорожал сахар (на 30— 40 копеек), мясо на рынках (приблизительно на 1 гривну). Однако, как утверждает заместитель начальника инспекции по контролю за ценами во Львовской области Любовь Высоцкая, «цены на основные продукты питания в последнее время все-таки не растут. Теперь предприятия для того, чтобы сдержать цены, используют так называемые внутренние резервы. Понятно, что так долго продолжаться не может. Если цены на бензин будут расти, повысится и цена на продукты питания, товары первой необходимости».
Что касается городских перевозок, то сейчас цена билета в автобусах и маршрутках остается прежней. Мэрия ведет переговоры с автоперевозчиками, пытаясь цены удержать. Предложение перевозчиков — 1 гривня, т.е. цена должна повыситься на 20%. Что будет на самом деле — покажет время.
А вот цена на бензин подняла львовянам настроение. Не столько из-за того, какой она стала, сколько из-за итого, как она за день упала. Ехали шофера на работу — платили 3,50 грн. за А-95, возвращались — на львовских заправках цена стала 3,49 грн. Т.е. цена понижения — копейка.
ВИННИТЧИНА: ПОДОРОЖАНИЕ ТОПЛИВА СЕБЯ ЕЩЕ ПРОЯВИТ
Резкое повышение цены на бензин, как утверждают в Государственной инспекции по контролю за ценами в Винницкой области, не повлияло на стоимость товаров первой необходимости и проезд в автотранспорте. Во всяком случае, как сказал Игорь Галицкий, заместитель начальника инспекции, пока нет данных о каком-либо подорожании, конечно, кроме бензина. Первого июня А-95 в Виннице стоил 3,50 грн. Председатель союза предпринимателей области Алим Рыбачук убежден, что цена упадет до 2,50 грн., но не возвратится к 2,30 грн., как было раньше. Он считает, что скачок цен на бензин был спланирован:
— Могу сказать смело, что на этой афере кто-то наварил десятки миллионов гривен, и это по минимуму.
— Украина энергозависима, у нас же одна труба, и потому ее владельцы смело диктуют свои условия, — говорит Виталий Рапатилов, президент биржи. — Правительство, конечно, делает какие-то усилия, чтобы стабилизировать цену, но частные заправщики ее подняли и держат. Российские компании «ТНК», «Лукойл» законсервируют те цены, какие захотят, потому что у нас нет выбора, нет еще одной нефтяной трубы. Это большая беда Украины, над которой серьезно никто не задумывается. Что же касается причин ценового скачка, то это продиктовано последними событиями в мире. Война в Ираке, терроризм, который может влиять на мировой нефтяной рынок, подняли цену нефтепродуктов в Европе. Это перекинулось на нас, но в Европе цены уже упали, у нас почему-то не так. Более того, раскручивается инфляция, которая моментально дает повышение цен на любые энергоносители. На других товарах, скажем, на зерне, это может проявиться где-то в августе-сентябре, когда закончится жатва.
ЖИТОМИРЩИНА: ПРОЕЗД ПОДОРОЖАЕТ
По данным, которые привел «Дню» начальник Государственной инспекции по контролю за ценами в Житомирской области Петр Пионткивский, в период с 24 по 28 мая цены на дизельное топливо и низкооктановый бензин в основном стабилизировались. За этот же период цены на бензин марок А 92, А-95 и А-96выросли приблизительно на 7— 13%. В период с 28 мая по 2 июня колебания цен на дизтопливо и бензин различных марок были в пределах нескольких копеек и составляли 0,01—0,05%, или оставались на предыдущем уровне. Т.е. наблюдается тенденция к стабилизации цен на горючее, которая, по его мнению, будет сохраняться в ближайший период. Сейчас средние цены в области за 1 литр, по данным инспекции, следующие: дизтопливо — 2,19 грн., бензин марок А-76 — 2,11 грн., А-80 — 2,08 грн., А-92 — 2,78 грн., А-95 — 3,34 грн., А 98 — 3,72 грн.
Цены на хлеб, муку, основные виды круп за период с 30 апреля по 30 мая оставались стабильными. Подорожали: манная крупа — на 13%, сахар (на рынках) — на 5%, сало — на 23%, говядина и свинина — на 5—6%. Однако, по мнению П. Пионткивского, только увеличение цены на сахар в связи с тем, что на Житомирщине больше сахара привозного, можно отнести на счет увеличения цен на горючее. На молочные продукты наблюдается сезонное снижение цен. Цены на проезд в автомобильном транспорте (междугородном и городском) пока не выросли.
В то же время начальник отдела транспорта и связи Житомирского горисполкома Михаил Степаницкий сообщил «Дню», что транспортники все настойчивее ставят вопрос об увеличении платы за проезд как в городских автобусах, так и маршрутках — есть письма от них относительно необходимости повышения этой платы на 20—30 копеек (сейчас она составляет 50 коп. в автобусах и 60 коп. в маршрутках). Пока городские власти воздерживаются от разрешения на повышение цен, но, по его мнению, это долго продолжаться не может.
По личным наблюдениям автора, цены на овощи и молочные продукты, которые имеют сезонный характер, с началом лета либо стабилизировались на уровнях выше, чем в прошлом году, или снижаются очень медленно.
РОВЕНЩИНА: БЕДА ОДНА НЕ ХОДИТ
Повышение цен на бензин на Ровенщине проходило в три этапа. Сначала — копеечное, на втором этапе, в позапрошлую пятницу, цены подскочили вверх и якобы остановились на приблизительно тридцатипроцентной отметке роста, и популярный АІ-95 стал стоить 3 гривни вместо 2.10. Однако за несколько дней изменилась и эта цифра, повысившись до 3 гривен 50 копеек, а мелко-оптовая цена на А-76 оказалась даже самой высокой в Украине и составляет теперь 2,1 гривни за литр.
Но, как говорят в народе, беда одна не ходит — рост «бензиновых» цен уже потянул за собой рост стоимости продуктов питания. Они подорожали, хотя пока не все. В частности, сахар в Ровно вырос в цене с 2 гривен 50 копеек до 3 гривен за килограмм, а мясо подорожало до 22—27 гривен (предыдущая цена — 18—20). Но нет никаких оснований надеяться, что эти первые ценовые «ласточки» останутся единичными. Предприниматели, занимающиеся перевозкой пассажиров, уже инициируют вопрос об отмене моратория на рост стоимости проезда в городском общественном транспорте, а в пригородных маршрутах перевозчики уже успели поднять цены. Не за горами и повышение цены билетов на железнодорожный транспорт и авиационные маршруты.
Как сообщил заместитель председателя территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Виктор Боденчук, начато рассмотрение дел по признакам согласованных действий десяти субъектов ведения хозяйства, занимающихся реализацией нефтепродуктов в области. Им направлены рекомендации относительно недопустимости безосновательного повышения цен и совершения антиконкурентных согласованных действий. По результатам проверок будут сделаны соответствующие заключения и применены штрафные санкции к нарушителям действующего законодательства.
ХМЕЛЬНИТЧИНА: В ОЖИДАНИИ «КОМАНДЫ»?
Начальник отдела государственной инспекции по контрою за ценами в Хмельницкой области Елена Романенко сообщила «Дню»: «1 июня на АЗС края просят по 2,2—2,3 гривни за литр дизельного горючего, кое- где уровень торговой надбавки достигает 22,2 процента. Цена за литр бензина А 95 — от 3 до3,5 гривни, средний уровень торговой надбавки на это горючее составляет 25,9 процента, максимальный — 75 процентов». По словам Елены Романенко, еще ни одно предприятие не пересматривало вопрос о транспортных расходах: «Сегодня звонила по телефону на хлебзавод, спрашивала, будет ли дорожать основной продукт. Ответили, что команды от начальства на это еще не было». Однако она считает: «Если с ценами на горючее и дальше такое будет, то это, по-видимому, отразится и на ценах на другие товары и услуги. Будут пересматривать этот вопрос». В апреле в крае подорожали на 20 процентов мясо и птица, однако, по словам Елены Романенко, «не потому, что поползли вверх транспортные затраты, — уменьшается поголовье свиней и крупного рогатого скота».