Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как преодолеть украинскую бедность?

15 мая, 2007 - 19:56
«БИЗНЕС В КАНЕВЕ» / ФОТО АНДРЕЯ НЕСТЕРЕНКО, Канев

ПОМЕНЯТЬ ПСИХОЛОГИЮ

Наталья ЙОНИК , начальник отдела связей с общественностью и прессой СП ООО «Модерн-Экспо» (г. Луцк):

— Одну из самых глобальных для Украины проблем нельзя преодолеть никакой программой или комплексом программ государственного уровня. Причина нашей бедности — наша надежда на то, как говорил Остап Бендер, что «заграница нам поможет». Ну, если не заграница, то кто угодно, но не сам человек.

На счет темы бедности мне импонирует одна фраза. За точность цитаты не ручаюсь, но содержание такое: «Самое большее, что вы можете сделать для бедных и нищих — это не стать одним из них». По моему глубокому убеждению, наша бедность будет преодолена только изменением психологии восприятия роли личности в собственном заработке. Отсутствие привычки рассчитывать только на себя дает о себе знать особенно остро в той возрастной категории населения, которая большую часть своей сознательной жизни прожила при Советском Союзе.

Разговаривая о зарплате, восемь из десяти моих знакомых говорят: «мне дали столько-то денег», и только другие двое говорят: «я заработал столько-то». В таком формировании отношение к деньгам — самоустранение от влияния на процесс роста заработков. А на самом деле, в современных условиях здоровому человеку не попасть в категорию «бедный» не сложно. Было бы желание работать.

Признаю, пока что законопослушный гражданин, работая, не станет, за редким исключением, миллионером, но то, что сможет не попасть в категорию «бедный» — это точно.

Психология «ожидания манны небесной» не позволяет большинству украинцев вылезти из ямы безденежья. А еще — наша любовь к отдыху. Такого количества официальных праздничных выходных нет ни в одной стране мира! Конечно, есть разные причины бедности, однако типичной является ситуация, когда только крайнее затруднение стимулирует человека к выходу из этого положения.

Один мой знакомый, вернувшись из заграницы сказал, что если бы он не поработал в другой стране, то не знал бы своих возможностей в плане темпа выполняемой работы: «Любое задание я научился выполнять в пять раз быстрее, чем я это делал в Украине и считал пределом моих способностей». Возможно, как работаем, так и имеем?

ВСЕ НАШИ БЕДЫ — ОТ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

Владимир МИХАЙЛИШИН , начальник Управления внутренней политики Днепропетровского городского совета:

— Думаю, что все наши беды — от правового нигилизма. От нежелания соблюдать законы на всех уровнях. Даже у руководителей государства. Потому что глядя на них, позволяют себе игнорировать законы и рядовые граждане. Многие иностранцы, приезжающие в Украину, удивляются нашим порядкам и тому, что наблюдают в обыденной жизни. Например, их удивляет, что в официально бедной стране дорогих автомобилей на улицах больше, чем в той же Европе. Жилье не только продается, но и массово покупается по заоблачным ценам. Открывается огромное количество сетевых магазинов и центров досуга, которые заполнены людьми. В Киеве, как и в других крупных городах, на выходные или в праздники нельзя попасть в ресторан, поскольку все столики заказаны заранее. Огромное количество денег тратится на мобильную связь, покупку бытовой техники, компьютеров. Все говорит о том, что Украина не такая уж и бедная страна, а прибедняться у нас вошло в обычай. На самом деле, большая часть украинской экономики находится в «тени». Работающие люди почти поголовно скрывают свои доходы: предприниматели массово уклоняются от уплаты налогов, наемные работники получают зарплату в конвертах. А государственные контролирующие службы делают вид, что ничего не замечают. Более того, складывается впечатление, что они сами заинтересованы в существующем положении.

Конечно, в стране достаточно много людей со скромным достатком. Например, одинокие пенсионеры, инвалиды или работники бюджетной сферы, благосостояние которых напрямую зависит от выплат из государственного или местного бюджетов. Но в том то и дело, что если бы честно платились налоги и не скрывались доходы значительной части населения, то и бюджет был бы полней. Была бы возможность увеличивать пенсии, пособия и зарплаты бюджетникам. В целом «теневая» экономика предполагает наличие коррупции, возможность обойти закон с выгодой для себя. В европейских странах, США или Канаде, которые славятся высоким благосостоянием граждан, сокрытие доходов — это страшное преступление, за которое в тюрьму может сесть и глава государства. Однако, подобная практика пока не для нас. И пока такое будет продолжаться — будет процветать коррупция, не исчезнет официальная бедность, а нас по большому счету нельзя считать цивилизованной страной.

ПОВЫШЕНИЕ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ НЕ РЕШАЕТ СУТИ ПРОБЛЕМЫ

Валерий МЕРИУЦ , директор МЧП «Престиж», депутат Славяносербского районного совета, Луганская область:

— Сегодня население Украины в целом бедно, несмотря на наличие на наших дорогах дорогих авто, стремительный рост потребительского кредитования и стремление молодежи к гламурным вещам. Об этом говорят самые разнообразные показатели: низкое качество рациона питания, высокая заболеваемость и смертность, неудовлетворенность широких слоев общества общеэкономической ситуацией и своим материальным положением. Проблема бедности как социального явления существует во всех без исключения странах. В отличие от других держав в Украине она усугублена последствиями почти десятилетней экономической депрессии, из-за чего бедность приобрела устойчивый характер. И если для развитых государств на сегодня актуальной задачей является неуклонное повышение качества жизни населения, то для Украины приоритетом выступает преодоление бедности и обеспечение необходимых жизненных потребностей большинства населения. Эта проблема требует незамедлительного решения, поскольку высокий уровень бедности — это не только постоянный источник социальной напряженности в обществе, но и весомый сдерживающий фактор для устойчивого социально-экономического развития Украины и ее успешной интеграции в структуры как европейского, так и мирового экономического сообщества. Действительно, власть предержащие пытаются решать проблемы бедности, сейчас воплощается «в жизнь» третий этап Стратегии преодоления бедности, принятой в 2001 году. Этим документом предусматривается достижение и другой важной цели — становление среднего класса в Украине, что должно способствовать укреплению социального фундамента общества за счет роста имущественно «сильных» его слоев и уменьшения социальной базы бедных и неимущих. Статистика свидетельствует, что около трети населения находится на грани бедности и примерно половина семей может быть отнесена к группе среднедоходных. Априори бедными в Украине следует считать такую социальную категорию населения, как пенсионеры. Не секрет, что целые регионы нашей страны страдают от состояния бедности жителей. Социальными проявлениями бедности следует считать увеличение безработицы и нелегальной занятости, усиление криминальной обстановки, появление актов гражданского неповиновения. Несомненно, проблема бедности требует комплексного подхода к решению и определению конкретных шагов социально-экономической политики, направленной на преодоление этого негативного явления. Это и сокращение имущественного неравенства путем проведения гибкой налоговой политики, и стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Актуальны также вопросы внедрения системы рациональных социальных трансфертов, легализации теневой экономики и незарегистрированных доходов. Установление экономически и социально обоснованных уровней минимальной заработной платы с поэтапным приближением ее размера к уровню прожиточного минимума ныне больше похоже на заигрывание с электоратом, потому как не учитывается фактор межпрофессиональной и межотраслевой дифференциации. Украина — страна работающих бедняков, и этот факт приходится признать. Люди имеют постоянное место работы, но при этом категорически недовольны уровнем своей заработной платы. Ученые полагают, что к «цивилизованным нормам бедности» наша страна способна прийти как раз к 2010 году, но такой прогноз лично я считаю скорее из области фантастики. Пока же в борьбе за народное благо оба центра власти решили прибегнуть к уже давно знакомому «джентльменскому набору» — повышению минимальной зарплаты и прожиточного минимума, что не решает сути проблемы преодоления бедности. Например, в развитых странах действуют совсем наоборот: там борются не за высокий размер минимальной зарплаты, а за уменьшение количества людей, которые ее получают. В нынешней Польше за чертой бедности находится чуть более 20 % населения, что является самым худшим показателем в Евросоюзе, но в целом там социальная защищенность граждан намного выше, чем в Украине. Но здесь профсоюзы добились установления почасовой минимальной зарплаты, причем — отдельной для каждого сектора экономики. У нас же люди выживают на свой страх и риск, и государству пока не до решения проблемы бедности в целом, ведь политики делят «хлебные» места. Скажу честно — лично меня пугает вопрос с преодолением бедности, потому как я пока не ощутил готовности со стороны державы хотя бы обозначить прозрачные и понятные людям пути решения данной проблемы.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТА ПОЛИТИКА

Валерий ДАНИЛЕВСКИЙ , политолог (г. Донецк):

— К сожалению, за 15 или уже даже 16 лет независимости Украины правящая элита государства не заботилась о благосостоянии народа и занималась исключительно политическими вопросами, заигрывая с Россией или Западом, транжиря национальное богатство и занимаясь обогащением за счет народа. В итоге именно в нашей стране сегодня живут олигархи, которые считаются одними из самых богатых людей в Европе и входят в десятку самых богатых людей мира.

Поэтому логично сделать вывод, что такая беда украинского народа, как бедность, заключается в его правителях. И тут уместно вспомнить афоризм о том, что каждый народ заслуживает того правителя, которого выбрал.

Посмотрите на Польшу — в 1991 году она была беднее нас, она у нас покупала все: от продуктов питания и предметов домашнего обихода до быттехники. Но за эти годы она нас опередила на 20 лет в своем развитии. А мы продолжаем жить с пресловутыми мифами о разновекторной политике и о самодостаточности нашего государства. И именно эти мифы привели к тому, что наша экономика стала формой для обогащения 3% населения за счет остальных 97%.

Следовательно решение проблемы бедности лежит прежде всего в политической, а не экономической плоскости. И в этом плане нужно просто на деле реализовать стремление, о котором уже так много говорилось: очистить власть от скомпрометировавших себя политиков и от старой номенклатуры, отделить власть от бизнеса и внедрить рыночные законы европейского капитализма, а не дикого капитализма XIX века, который действует сейчас у нас. В то время, как во всем мире прибыль в 20—30% считается рентабельной, в Украине она расценивается как чуть ли не убыточная: олигархи у нас сейчас стремятся к получению прибыли в 200, 300 или даже 1000%, а народу оставляют ровно столько, чтобы он, грубо говоря, не подох с голоду. Эту систему надо изменить, и уже после этого задумываться о повышении социальных стандартов, о которых так много говорится. И это намерение вовсе не выглядит утопично — достаточно ввести закон, которым будет установлено табу для олигархов, для руководителей крупнейших бизнес-структур так или иначе попадать во власть, куда они идут только для того, чтобы защитить свой бизнес или еще обогатиться. И если во всем мире работает формула экономики деньги—товар—деньги в квадрате, то в Украине вывели уже новую формулу — деньги—власть—деньги в кубе.

И в этом плане особенно хочу подчеркнуть, что бороться с бедностью должен и народ. Во всем мире именно простые люди боролись за свои права, выбирая те политические силы, которые действительно будут эти права отстаивать. Население должно стать другим. Именно от него зависит сегодня правильный выбор, построение гражданского общества, общественный контроль за властью. И если народ это осознает и будет давить на власть до тех пор, пока она не примет соответствующие законодательные нормы, срок преодоления украинской бедности может быть очень коротким.

ЛОВУШКА, ИЗ КОТОРОЙ НЕВОЗМОЖНО ВЫРВАТЬСЯ

Эмилия ПОДЛЯШЕЦКАЯ , депутат Львовского областного совета, начальник организационного отдела Львовской ГНА:

— Для того, чтобы преодолеть украинскую бедность, нужно определиться с несколькими знаковыми вопросами. Конечно, хорошо, что в нашей стране наконец разработана и действует стратегия преодоления бедности. Однако следует в первую очередь сказать с полным осознанием, какое же общество мы строим и какие ценности будут в нем превалировать. Идеолог неолиберализма Ф. фон Хайек считал, что бедность — явление закономерное, к тому же необходимое для общественного развития. В буржуазном обществе это целенаправленный и рационально действующий механизм. Даже в самых богатых странах бедность является элементом обязательным и имеет термин «структурная бедность». Многие теоретики считают, что она работает на консолидацию общества, потому что связывается с личными качествами человека и его собственными трудовыми усилиями.

Политики социально сориентированные называют бедность огромным злом и несправедливостью. У меня трое детей, и сердце мое склоняется к последнему определению. Однако как человек, который пришел в политику из бизнеса, т.е. отношусь к лицам активным, не могу отгородиться от понимания, что бедность (если это не роковые обстоятельства) приходит к определенным людям, т.е. действительно носит личностные качества. Но когда в государстве действуют все необходимые социальные механизмы, решающего значения это не имеет.

Следовательно, нам наконец нужно дать себе отчет, чем стала в нашей стране бедность и как определять ее очертания. Насколько я понимаю, наше Министерство труда и социальной политики информационной базой для определения расчета уровня бедности сделало данные Госкомстата, заключения комплексных обследований домашних хозяйств. (Эти данные очень часто не соответствуют истине или не дают реальной картины.) В мире кто-то берет еще налоговые сведения или количество предоставленных платных услух. Это тоже очень весомые показатели. Пока мы в государстве не определились с высококачественными коэффициентами и рациональными данными по распределению доходов населения. А в сознании обычного рядового человека бедность по большей части определяется просто — вокруг трех необходимых для жизни вещей: еды, необходимой для поддержания жизнедеятельности организма, наличия жилья и пристойной одежды. На Западе, а мы, к счастью, уже имеем возможность путешествовать и сравнивать, страны с разным уровнем развития отвечают по-разному, однако все сходятся на том, что даже бедный человек имеет право на доступ к качественному образованию, к медицинскому обслуживанию, к активному участию в общественной жизни. Т.е. бедность сегодня определяется с позиций развития потенциала человека, его возможностей к росту. Согласитесь, так глобально мы еще не мыслим. И вообще, украинская бедность имеет свои, иногда парадоксальные особенности. Одна из них — люди, имеющие работу, часто все же не имеют средств для нормальной жизни, т.е. не зарабатывают на самую обыкновенную потребительскую корзину. Во-вторых, и это вовсе не присуще развитым странам, — лица с высшим образованием часто получают очень низкую зарплату, т.е. также могут быть причислены к когорте бедняков. А в государствах Запада высшее образование дает право не быть бедным и при условии готовности к профессиональному росту вообще достигать немалых состояний.

Что еще показательно, в обществе развитом такое понятие, как «застойная бедность» является ограниченным, потому что каждому предоставляются какие-то шансы вырваться из бедности. Конечно, если ты трудоспособный и здоровый человек. Если нет — общество обязуется тебе помогать. У нас же бедность для значительной части людей затянулась во времени, и по существу стала ловушкой, из которой невозможно вырваться. Поэтому уже можно говорить о социальных типах бедняков и в общем о том, что бедность стала общественной болезнью. (Хотя не все осознают ее ужасающие и угрожающие масштабы.) Значительной части людей даже психологически уже трудно вырваться из бедности, они утратили мотивацию к росту, стремление к более высокому уровню жизни. Особенно больно за село. Как депутат и просто человек, у которого есть родственники в сельской местности, я часто езжу в отдаленные села области и с ужасом осознаю, что село наше потихоньку вымирает, мало того — спивается. От незанятости (ведь можно работать только на своем дворе, а работу как таковую найти сложно), от безденежья, отсутствия перспектив, а иногда уже и от растущей зависимости от водки… И потому сегодня преодолеть бедность стало не просто серьезной задачей для государства, а сверхзадачей, над которой должны ломать головы и прикладывать колоссальные усилия ученые, политики и экономисты. Нужно говорить о необходимости экономического роста государства, необходимости стимулировать качественный труд, внедрять современные технологии, развивать науку и выделять средства на образование, создать такую налоговую систему, которая содействовала бы развитию бизнеса — и большого, и малого. Необходимо нам и изменение административно- территориального устройства, и увеличение значения самоуправляющихся общин. Все это — аксиома, и все же — одно из основных условий повышения жизненного уровня бедняков. Безусловно, рост экономики создает базу для самообеспечения, самозащиты, предоставляет государству возможность перераспределять ресурсы в пользу нуждающихся. Однако сам по себе рост экономики, на мой взгляд, не устранит причин хронической бедности: а все потому, что бедные нуждаются не только в возможности дотянуть до социальных стандартов, но и в заботе общества об их достойной (мудрой и постепенной) интеграции в социум. Автоматически этого не произойдет, а только после включения упомянутых механизмов; во-вторых, не все категории населения наделены одинаковой чувствительностью к росту общественного благополучия. (В первую очередь люди, которые достигли социального дна, из этого списка исключены.) Касается это и некоторых категорий неработоспособного населения, жизненный уровень которого зависит только от социальных трансферов, т.е. от прямой, адресной поддержки. А эта поддержка, т.е. ее материальное выражение, большой она будет или малой, напрямую зависит от влияния политических партий, развития гражданского общества, действенности профсоюзов, способности различных социальных групп бороться за свои права. И потому преодоление бедности — дело не только государственных институтов, а всего общества в целом, его сознательности, скажу больше — уровня духовности. И то, что в Украине демократия, рост общественного сознания все-таки находится на определенном уровне развития, этот процесс приобрел уже необратимые признаки, дает мне право надеяться, что пусть и с большими усилиями, и не в один день, но бедность мы все же преодолеем.

ОТ ПРЕОДОЛЕНИЯ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

Виктор ПЛАКИДА , Председатель Совета министров АРК:

— Официально считается, что бедность — это существование конкретного человека при условии, что его доходы ниже прожиточного минимума. Еще античные философы считали, что «не уметь переносить бедность стыдно, но неумение лишиться ее трудом еще больший стыд» (Перикл). А немецкий писатель Иоган Рихтер определил бедность не как индивидуальное, а как социальное явление. По его мнению, «бедность есть единственный груз, который становится тем тяжелее, чем больше людей его носят». Как утверждают социологи, полностью избавиться от бедности в любом обществе невозможно. Есть формула: оптимальное общество должно иметь на одном полюсе один процент богатеев, на противоположном — один процент бедняков, но 98 процентов должны составлять средний класс, который «по уровню доходов может позволить себе все». Но даже по официальной статистике бедных людей у нас очень много. Во-первых, это большинство пенсионеров, во-вторых, это безработные, которые получают символическую помощь. В- третьих, даже наличие у человека работы, что во всем цивилизованном мире гарантирует полное обеспечение всех потребностей, у нас, к сожалению, еще не является гарантом безбедной жизни, что является экономическим нонсенсом. На начало 2006 года только в Крыму, например, зарплату ниже прожиточного минимума получали 28,3 процента работающих, но на конец 2006 года — уже только 17,8 процента. Это можно назвать большим шагом вперед и мы вправе гордиться этим. В 2007 году планируется, что количество официально бедных еще уменьшится и выйдет на уровень 15—12 процентов. Конечно, даже этим людям сложно решать вопросы лечения, обучения детей, для этого минимальной зарплаты не хватает.

Хоть уровень занятости в Крыму выше, чем в среднем по Украине (59,1 % против общегосударственного 58,3%), но среднемесячный наличный доход в расчете на одного жителя составляет 509,4 гривни в то время, как по Украине, — 599,8 гривен. Это можно объяснить не иначе, как наличием у крымчан скрытых от официальной статистики теневых доходов, ведь как известно в Крыму и продукты, и бензин, и некоторые другие товары значительно дороже, чем в соседних Херсонской, Николаевской, Запорожской областях и в среднем по Украине, и не только в курортный сезон. Следовательно, в обращении здесь денег значительно больше, чем в других местах. Их в больших количествах привозят отдыхающие, и потом они остаются в карманах тех крымчан, которые задействованы в курортном бизнесе. Опосредствовано подтверждает этот тезис и тот факт, что розничный товарооборот в Крыму за прошлый год вырос значительно на больший процент — на 29,8, чем в предыдущие годы, и чем в соседних областях страны. Объем розничного товарооборота составил 9,2 миллиарда гривен, это больше чем втрое превышает бюджет Крыма. Для того, чтобы бороться с бедностью эффективнее, правительство контролирует уровень занятости, и это имеет результат: количество безработных сократилось на 6,7% и составляет 28,7 тысяч лиц. Уровень зарегистрированной безработицы снизился с 2,9 до 2,4 процента населения. Уровень безработицы экономически активного населения снизился с 5,8 до 5,2 процента. В 2007 году планируется создание еще 35,1 тысячи новых рабочих мест, которые увеличат занятость до 59,2 % экономически активного населения.

Среднемесячная заработная плата в Крыму за прошлый год выросла на 30,3 % и составила 951,63 гривны, а реальные заработки выросли на 18,6%. Это третье место в Украине, чем Крым имеет право гордиться. Главным фактором преодоления бедности в Крыму мы считаем курортную сферу, где практически смогли бы применить свои усилия все крымчане. Мы добились того, что доходы бюджета от курортных регионов у нас составляют приблизительно 40 процентов, а доходы именно от курортных и туристических предприятий и заведений составляют пока 15—20 процентов. Мы считаем, что это меньше, чем потенциальные возможности отрасли, и пытаемся увеличить их.

В любом случае резервы преодоления бедности как социального явления нужно искать на страницах государственной Стратегии. Ее можно совершенствовать, дорабатывать, разрабатывать в глубину, но она задала стране верное направление и именно в нем надо двигаться.

НАШИ ПРОФСОЮЗЫ ОТСИЖИВАЮТСЯ В КУСТАХ

Михаил НЕМОВ , председатель Хмельницкого союза предпринимателей и промышленников:

— Наши украинцы уже давно выяснили, что произошло. Спрашивают: почему бедный? Отвечают: потому что дурак. А почему дурак? Потому что бедный... Что и говорить, грустная она, эта формула бедности.

Но ведь в народе, который «угадал» эту логику бедности, не может быть миллионов и миллионов «дураков». Не о слабоумных речь, конечно же. А о тех, кто не умеет и не хочет воровать, надувать ближнего, врать, требовать. Как-то шел по своим делам по центральной улице Хмельницкого, обратил внимание на умелую работу двух мастеров — украшали фасад здания. Невольно услышал отрывок их разговора. «Я за такую же работу в Испании за день получал столько же, сколько здесь — за месяц», — говорил среднего возраста человек своему молодому коллеге.

А теперь — официальные цифры. Как сообщает Главное управление статистики в Хмельницкой области, «...номинальная заработная плата, начисленная в среднем на одного штатного работника, занятого в экономике области (без учета наемных работников статистически малых предприятий и занятых у граждан-предпринимателей), в марте 2007 г. составляла 924,04 гривни». Если в Нетишине, городе творцов мирного атома, она достигла 2358 гривен, то в Белогорском, Городоцком, Старосинявском районах едва превышает 600 гривен. А какой, спрашивается в задаче, среднеарифметический показатель? Сами знаете.

Они же, статистики, прибегают к «выборочному обследованию домохозяйств». Поэтому установили, что «...на питание домохозяйства с одним ребенком израсходовали 56 процентов семейного бюджета, многодетные семьи — почти две трети, а неполные семьи — почти 80 процентов». То есть, что заработали, то и проели. К сожалению, на другие потребности почти ничего не остается.

При этом «...в домохозяйствах с детьми стоимость питания в расчете на одно лицо в среднем за месяц составляла 215 гривен, что на 11 процентов меньше стоимости нормативного набора продуктов питания, утвержденного в составе прожиточного минимума». Характерно и такое: опрашиваемые сообщили, что если бы их доходы, в случае чего, увеличились, то «дополнительные» средства направили бы, в первую очередь, на еду.

Нас таки одолевает бедность. Следовательно, вопрос, поднятый газетой «День», очень актуальный. Ответ на этот вопрос я частично получил от своей знакомой, которая уже семь лет на заработках. Приехала на Родину в отпуск, отправилась в супермаркет. «Цены на продукты едва ли не вдвое выше, чем в Италии», — возмущалась она. Копит деньги, чтобы здесь, в Хмельницком, купить квартиру. «Уже пять попыток сделала. Только собрала, приехала, чтобы приобрести жилье, а оно опять подорожало», — продолжала рассказывать о своих грустных впечатлениях моя давняя знакомая.

Никто точно не знает, как, из каких расходов составляются цены. Только догадываются. Так же не знают, по каким критериям начисляется или выдается в пресловутых конвертах зарплата. И об этом также думалось 1 Мая, в День солидарности трудящихся всего мира. Наши профсоюзы, «школа коммунизма», как говорится, отсиделись в кустах. Поэтому трудящиеся вместо того, чтобы провозгласить о своих решительных намерениях — отстаивать законные права на достойный труд, — отправились на огороды. На земельных участках наверняка кое-как улучшат свое благосостояние.

В Украине, к сожалению, нет трудового законодательства, которое отвечало бы капиталистической экономике, и она не заключила международные соглашения об использовании трудовых ресурсов. Где правовой акт о социальном диалоге, в котором были бы оговорены отношения между работодателем и наемным работником? Где правовой акт о трудовой занятости?..

В цивилизованном обществе уже давно бытует такое понятие — достойная работа. Она предусматривает соответствующую зарплату, условия, в которых производится внутренний валовой продукт и т. п. Если бы люди больше зарабатывали, то и больше потребляли бы. Поэтому росло бы производство. А у нас — формула бедности... В обществе — ужасное расслоение. Мало богатых, очень много «гонимых и голодных». Богатые не поделились с бедными, как было обещано. Решили вопрос о «Криворожстали», однако получили пищу для размышлений о выручке за тепловозостроительный завод... Скандалы, в эпицентре которых высокие должностные лица, почему-то не являются основанием для их отставки...

НУЖНО СОЗДАВАТЬ ИМИДЖ СОСТОЯТЕЛЬНОГО УКРАИНЦА

Руслан ГОДОВАНЫЙ, глава исполкома Житомирской региональной организации Народного союза «Наша Украина», советник главы облгосадминистрации:

— Нельзя постоянно говорить об украинской бедности и минимальной заработной плате и одновременно пытаться вырваться из бедности. Потому что как человека назовешь, так он и будет строить свою жизнь. Нам нужно создавать имидж состоятельного украинца, который бы верил, что он может быть богатым. За минимальную зарплату детей не обучишь, новую машину не купишь, и дети сами себя не обучат. Поэтому разрабатывать законы следует на основе понятия «состоятельный украинец». А наши нынешние законы не способствуют этому, потому что все крутится вокруг минимальной потребительской корзины, минимальной пенсии, минимальной зарплаты, необлагаемого налогом минимума. За 400 гривен мы хотим иметь состоятельного украинца. Какие-то минимальные ориентиры, конечно, должны быть, но от них следует отойти. И ставить вопрос, например, каким образом человек сможет выкупить собственное жилье? Каким образом получит качественное образование — возможно, в кредит, возможно, по государственному заказу или заказу фирмы? Каким образом обеспечить первое рабочее место, и чтобы оно давало возможность для следующих шагов. Об этом уже сейчас нужно говорить. Должна существовать государственная программа ипотечного кредитования. У нас сделали молодежное жилищное кредитование и создали фонд жилищного строительства. Но все это должно быть в комплексе и действовать. И почему мы ограничиваемся только молодыми семьями? Разве только у них эта проблема? Я знаю людей, которые с юности стоят в очереди на жилье, и их дети тоже уже стоят. Сейчас наши банки берут кредиты за границей под 4% годовых, а у нас дают их под 12%. И государство закрывает глаза на подобное жилищное ипотечное кредитование. Должен быть закон, который установит, что под определенные ставки будут государственные гарантии, государственное строительство. Потому что не все люди могут заработать деньги, поэтому должно быть строительство социального жилья. Но это должна быть комплексная государственная программа, рассчитанная на 20-30 лет.

Что касается политических влияний, то чуть ли не главной причиной, почему премьер- министр Виктор Янукович согласился на досрочные выборы, является то, что снизились котировки Украины в заграничных банках, и нашим фирмам перестали давать кредиты. А бизнесмены есть и в Партии регионов, и в «Нашей Украине». Потому что наша внутренняя политическая ситуация серьезно влияет на внешние экономические факторы. Постоянные резкие политические колебания являются большой проблемой для Украины. И это влияет на социальный статус украинцев. Постоянные выборы означают, что население получает дополнительные блага — каждая политическая сила пытается показать себя лучше перед народом. Для людей это вроде бы неплохо, но тогда нет развития, нет уверенности инвесторов как украинских, так и иностранных. Доходит до парадокса — наши инвесторы вкладывают за границей, в Польше, например, где более спокойная политическая ситуация. То есть в краткосрочной перспективе происходит небольшое увеличение зарплат и пенсий. Но где строительство, где новые заводы, где долговременные проекты? Я думаю, что футбольный чемпионат «Евро-2012» нам существенно поможет, потому что это действительно крупный проект.

В то же время действия правительства В. Януковича уже привели к серьезным проблемам. Беспредел в коммунальных тарифах — это грабеж украинцев. При том, что упрощенная система получения субсидий на эти тарифы приводит к тому, что большинство этих денег попадает в карманы тех, кто торгует энергоносителями. А из государства средства вымываются в пользу частных компаний.

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ