Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как сохранить генофонд нации?

Украине нужна тотальная пропаганда здорового образа жизни и культуры отношений
18 июля, 2011 - 21:26

Специалисты констатируют, что сегодня в структуре населения Украины наблюдается «гендерная диспропорция, которая в последние годы только увеличивается». Женщин становится все больше, мужчин — все меньше. По данным заместителя главы Государственного комитета статистики Украины Наталии Власенко, сейчас в Украине почти 54% — это женщины. «На 1 января 2011 года на каждую тысячу женщин приходилось 856 мужчин. Количественное преобладание женщин над мужчинами наблюдается в 32 года и с возрастом увеличивается», — сказала пани Власенко. С точки зрения экспертов, такая ситуация негативно влияет на рождаемость, поскольку возраст 32 года — это середина репродуктивного возраста. Демографы проанализировали, что причиной высокой смертности мужчин является работа во вредных условиях и вредные привычки. Так, по данным директора института демографии и социальных исследований НАНУ Эллы Либановой, вообще украинские мужчины в четыре раза чаще женщин работают там, где причиняется вред здоровью: в добывающей промышленности — в девять раз, в строительстве — в 12. Там более высокий травматизм, большая вероятность получить профзаболевание. На ее взгляд, хоть эта проблема и существует во всем мире, все же развитые страны работают над тем, чтобы ориентировать и работодателя, и наемного работника искоренить такие рабочие места. Еще одна важная причина мужской смертности — неспособность справиться с эмоциональной нагрузкой, что приводит к алкоголизации, депрессии или суициду.

По данным социальных исследований, мужчины чаще женщин не доживают до 65-летнего возраста. Чаще всего к ранней смертности приводят вредные привычки. Эксперты отмечают, что тенденция вести нездоровый образ жизни с каждым годом молодеет. Ситуация угнетающая, ведь мужская смертность отражается на экономике государства, разрушает семьи и негативно влияет на женское здоровье. На вопрос о путях выхода из такого кризиса «Дню» отвечает кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором проблем продолжительности жизни и здоровья населения Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАНУ Елена ПАЛИЙ.

— Елена Михайловна, причиной гендерного дисбаланса в популяции украинцев является, как известно, высокая смертность мужчин в связи с вредными условиями труда. Возможно, есть еще какие-то причины, и как подобные вопросы решали в странах Европы?

— Гендерная диспропорция существует во всем мире. Причем при рождении она в пользу мальчиков. Природой заложено так, что женский организм более устойчивый, и еще даже в зародышевом состоянии эмбрионов мужского пола погибает больше, чем женского. А рождается уже 105—106 мальчиков на 100 девочек. Это даже визуально заметно, когда первоклашки идут в школу: там явно в классах мальчиков больше, чем девочек. Но потом — частично по биологическим причинам (но они в молодом возрасте играют незначительную роль), а больше из-за более рискованного поведения мужского пола, начиная буквально со школьного возраста, — ситуация меняется. Известно, что мальчики больше ищут приключений, чем девочки. Диспропорция в пользу мужского пола постепенно уменьшается, и в возрасте приблизительно 30 лет устанавливается гендерный паритет. А потом к естественному более рискованному поведению прибавляются вредные привычки, алкоголизм, наркомания, которая больше распространена среди парней и начинается еще в подростковом возрасте. Это приводит к сверхсмертности мужчин. Особенно она заметна в работоспособном возрасте: мужчин в возрасте до 65 лет преждевременно умирает значительно больше, чем женщин. В отдельных возрастных категориях мужская смертность едва ли не в четыре раза выше женской. И что интересно: когда мы берем ожидаемую продолжительность жизни при рождении, то разрыв имеем значительно больший, чем мы возьмем ожидаемую продолжительность жизни пожилых людей, достигших 60—65 лет. Там, оказывается, уже не 10 лет разрыв, а около четырех. Поэтому образ жизни мужчин и женщин пенсионного возраста сближается.

Хочу привести такой пример пренебрежения собственным здоровьем. Мне довелось побывать в районах Крайнего Севера и наблюдать за образом жизни людей (я работала экономистом на автобазе). Так там молодые водители (рабочих мест было мало, поселок маленький) никогда трезвыми в рейс не выезжали! А вот старшие водители, которым было за 40 и за 50, так те уже были умными... Вот такой у нас, к сожалению, существует феномен: о здоровье смолоду не заботятся. И на СМИ лежит большая миссия — нести идею культа здоровья и даже — пугать: показывать, к чему все приводит. В одной из областей ГАИ решили показывать водителям, нарушившим режим скорости, кадры и снимки с самых ужасных автокатастроф. И это, знаете, действует.

— Как влияет на популяцию в Украине гендерная диспропорция? На создание семей, рождение детей...

— Сейчас такой катастрофической ситуации, как была после Второй мировой войны, нет. Сегодня люди создают семьи преимущественно до 30 лет, и у женщин есть возможность это сделать. Но второй раз, когда семья не сложилась, то есть после 30-ти или под 40 лет, женщине намного сложнее выйти замуж, потому что предложение женихов намного меньше. А после войны ситуация была просто катастрофической, потому что рожденное в первом и втором десятилетиях мужское население было все выбито. И, к сожалению, эти гендерные потери очень плохо отразились на общественной морали. Потому что тогда женщина вынуждена была брать на себя все мужские обязанности (женщины выполняли очень тяжелые физические работы, работали даже под землей, также в ночные смены, на железной дороге, с тяжелыми инструментами). Рудименты этого прошлого у нас еще сохранились. Это очень негативно повлияло на отношение к женщине (оно перестало быть почтительным) и на конкуренцию мужчин за женщин, а не наоборот.

— Власти провели пенсионную реформу — продлили пенсионный возраст женщинам. Получается, на плечи женщин ляжет большая часть экономики, поскольку украинские мужчины своим нездоровым образом жизни и рискованным поведением провоцируют свою сверхсмертность?

— Экономика значительно изменилась, правда, о нашей стране этого не скажешь: все же осталось много рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда. А что касается пенсии, то Александр Пасхавер правильно назвал систему пенсионного обеспечения «пирамидой». Меньшее поколение пенсионеров содержат намного большие поколения молодых работников. И когда население увеличивалось и молодых работников было много, то с этим не было проблем. Теперь мы переходим к пенсионному страхованию. И получаемая пенсия должна быть адекватной страховому взносу. Мужчины, если они работают дольше, делают свой страховой взнос большим, чем женщины, которые уходят на пенсию раньше. Потом, на пенсии, они живут дольше, и если взять даже накопительную систему, то в ней особенно ярко проявляется то, что меньший страховой взнос приходится на большее количество лет, пенсия у женщин — меньше. Потому что средства ниоткуда не берутся... Солидарная система нас полностью не может обеспечить, поскольку младших поколений меньше, чем старших. И труд нужно рассматривать не только как неприятную обязанность, но и как то, что в Конституции записано право на труд. А вот женщины, которые работают на государственной службе или другой работе и довольны ею, когда их выгоняют на пенсию, могут не обрадоваться. Ведь возраст 55 лет — я убедилась в этом на собственном опыте, потому что уже давно пересекла этот рубеж, — это, можно сказать, возраст расцвета творческих сил. У женщины еще нет старческого маразма и при этом есть огромный опыт, знания и еще возможность принимать новые знания. Поэтому если женщина работает не в тяжелых условиях, если это не очень нервная работа, приносящая удовольствие, то право оставаться на работе — это благо.

— По поводу мужчин. Как развитые страны решали проблему рискованного поведения мужчин и что может Институт демографии и социальных исследований предложить в этом плане правительству?

— В развитых странах культура здорового образа жизни начинается с первых лиц государства. Например, вспомните пробежки Клинтона и Буша. То есть в СМИ показывают конкретно, как люди себя ведут. Также активно пропагандируется здоровое питание, полезные продукты (в США пример употребление здоровой пищи демонстрировали губернаторы штатов). Известные государственные служащие показывали, как они похудели. Ведь мы имеем сегодня огромную проблему и среди мужчин, и среди женщин, которая вызывает сердечно-сосудистые заболевания и из-за которой люди тоже умирают раньше, — это ожирение. У нас очень много ожирения. Хрестоматийный пример борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями дает Финляндия. У них это все продолжалось несколько десятилетий, широко пропагандировались истории реальных людей о том, как они бросали курить, переходили на здоровое питание, обязывали кафе и рестораны подавать зелень. Кстати, часть прибыли от табачных кампаний там направляется на кампании против курения.

У нас же правительственные чиновники недооценивают пропаганду. Я приведу пример из советских времен. Тогда абсолютное большинство людей было уверено, что мы живем в самой лучшей стране и что у нас все очень хорошо. Это только благодаря пропаганде. Так же необходима тотальная пропаганда здорового образа жизни, социальная реклама должна присутствовать на телевидении. Имею в виду художественные фильмы, сериалы: как бутылка известного бренда водки может стоять на столе в кадре, так же и эти идеи должны закладываться в сюжеты. Не следует стесняться показывать излечившегося наркомана, больного СПИДом, осужденных, судьбы бездомных: нужно, чтобы люди видели, какие последствия будет иметь их нездоровое поведение, плохие привычки, и как из этого можно выбраться. Социальная реклама должна быть очень высокохудожественной и строиться на тех же принципах, что и коммерческая реклама. Пока что рекламу продукции, вредной для здоровья, делают намного более художественной, чем социальную рекламу, которая бьет в лоб и никто ее не воспринимает.

Оксана МИКОЛЮК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ