Вчера за парты сели десятки тысяч первокурсников по всей Украине. Вряд ли сейчас кто-то из них глубоко задумывается, какие перспективы их ожидают после окончания вуза. Над этим сегодня ломают головы руководство и преподаватели университетов. А думать, откровенно говоря, есть над чем. Национальный университет «Острожская академия» и Волынский национальный университет им. Леси Украинки в последние годы могут гордиться своими достижениями, но и здесь работа над самосовершенствованием не прекращается. В этих университетах уверены, что выпускник должен быть не просто специалистом, он должен иметь твердую мировоззренческую платформу. Поэтому начало учебного года мы использовали для того, чтобы именно в Остроге и Луцке поговорить о перспективах непростой задачи формирования зрелого гражданина.
НИКОЛАЙ ЖУЛИНСКИЙ: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ЛИЧНОСТЬ СЛЕДУЕТ ФОРМИРОВАТЬ НА ОСНОВЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ»
В Национальном университете «Острожcкая академия» 30 августа состоялась церемония инаугурации — торжественное посвящение первокурсников в студенты этого учебного заведения, в котором традиционно участвовал, несмотря на свою занятость, директор Института литературы им. Т. Шевченко, сопредседатель Наблюдательного совета НаУОА, академик Острожского академического братства Николай Григорьевич Жулинский.
— В Острожской академии постоянно акцентируют внимание на необходимости воплощения в нашем государстве новой концепции высшего образования, которое предусматривает формирование не только профессионала, а и прогрессивного гражданина своей страны. Как, по-вашему, вузы, которым недавно предоставлен статус самоуправляющихся (автономных) исследовательских национальных высших учебных заведений, в перечень которых вошла и Острожская академия, смогут выполнить функцию реформирования украинского образования, или это станет очередной формальностью?
— Динамика образовательных реформ, хотя они в нашем государстве далеко не кардинальные, все-таки дает основания говорить о возможности модернизации образования, которая бы соответствовала требованиям ХХІ века. Кроме тех вузов, которые получили недавно статус автономных исследовательских учебных заведений, есть и другие университеты в Украине, которые, бесспорно, должны включиться в процессы воплощения новой концепции высшего образования. По-моему, важнейший приоритет сегодня — интегрироваться в мировое, прежде всего, европейское образовательное пространство, но в то же время сохранить своеобразие и национальную специфичность, которая была бы характерна для нас даже в период безгосударственности. Я являюсь сторонником очень осторожного усвоения некоторых принципов и требований Болонского процесса. Недостатки есть даже в позитивных нововведениях, как, например, внешнее оценивание. Мы видим, что много выпускников общеобразовательных заведений пытаются сконцентрировать внимание на тех предметах, которые для них являются главными при поступлении, а другие предметы остаются вне внимания.
Интеллектуальную личность прежде всего следует формировать на основе философских знаний. Идея классического университета, когда философия и культура являются определяющими дисциплинами, должна быть доминантной в реформировании нашей образовательной системы. Но к этому следует относиться специфически и понимать, чем является Острожская академия, Киево-Могилянская академия и другие университеты, имеющие свои традиции. Следует всегда помнить, что без традиций формирования человека и личности, которые передаются из поколения в поколение, университет не сможет существовать и получить мировое признание.
— Министерство образования и науки Украины часто обвиняют в том, что оно слепо позаимствовало западный опыт в сфере образования, не учитывая при этом украинских реалий. Что, по-вашему, целесообразно использовать в Украине из европейского опыта, а какие традиции украинского образования все-таки стоит оставить?
— Наша цель сегодня — дать молодому украинскому поколению качественное классическое образование, которое безусловно, как я уже сказал, будет базироваться на традициях ведущих учебных заведений. Наши университеты должны быть интегрированы в Болонский процесс, о котором мы в последнее время очень часто говорим, и иметь абсолютно равноправный диалог с европейскими учебными заведениями. Наш студент не должен чувствовать себя низшим в интеллектуальном плане, чем студент любой европейской страны. Так, наряду с тем, что мы хотим быстро интегрироваться в мировое образовательное пространство, следует помнить о своих национальных образовательных традициях, которые ничем не хуже европейских. Ведь наши украинцы в свое время учились и в Сорбонне, и в Падуанском, и Болонском университетах и вписали свою яркую страницу в историю мирового образования. Поэтому параллельно с заимствованием европейского опыта в сфере образования, мы прежде всего должны продолжать и развивать свои национальные образовательные традиции.
— Достижений Национального университета «Острожская академия» в прошлом учебном году очень много. Как председатель Наблюдательного совета академии какие перспективы вы видите для него в ближнем и дальнейшем будущем?
— Я бы очень хотел, чтобы Национальный университет «Острожская академия» остался ярким, самобытным и во многом неповторимым учебным заведением. Для этого, безусловно, следует возрождать культурно-образовательные традиции академии ХVI в., которые должны доминировать в образовательной политике учебного заведения. Так, Острожская академия имеет все предпосылки для того, чтобы создать интеграционные потоки, которые могут объединять нас с другими ведущими университетами Европы. Воплощение этой идеи бесспорно будет зависеть от того, на каком уровне будет происходить научно-исследовательская работа преподавателей и студентов, международный обмен учеными и студентами. Если учесть ту динамику, которую прошел Национальный университет «Острожская академия» за пятнадцать лет, то это учебное заведение имеет достаточно хорошие перспективы.
ВИКТОР НАБРУСКО: «ЧТОБЫ БЫТЬ ВОСТРЕБОВАННЫМ, НУЖНО БЫТЬ САМОДОСТАТОЧНЫМ»
С Волынским национальным университетом, точнее, с его предшественником — Луцким педагогическим институтом, Виктора Ивановича НАБРУСКО, президента Национальной радиокомпании Украины связывают прежде всего семейные связи. Выступая с инаугурационной лекцией, он при случае показал большую выпускную фотографию новоиспеченных учителей истории и украинского языка — второго выпуска тогдашнего историко-филологического факультета, который в 1957 году оканчивала его мама. Набруско говорит, что с Волынским университетом его, следовательно, связывает «энергетическая, эмоционально-психологическая близость». Возможно, это и стало одной из причин того, что его пригласили прочитать инаугурационную лекцию на тему «Национальная идентичность, моральные обереги, совершенство технологий — цивилизационное продвижение Украины».
Поэтому после лекции я спросила Виктора Ивановича, а что бы он посоветовал молодым людям, которые только поступили в университет. Как им сегодня «делать себя»?
— Для этого нужно стать самостоятельным! Нужно выстроить себе модель жизни вне дома родителей, вне помощи родителей. Я на факультет журналистики поступил, между прочим, только с третьего раза, потому что сначала поступал на исторический факультет, но не мог туда пройти, так как не был членом партии и не имел опыта практической работы. Но если в первый год в Киев я ехал с мамой, то уже на следующий во Львов ехал сам. И студентом факультета журналистики стал лишь тогда, когда уже имел собственные напечатанные работы. К сожалению, сегодня в Украине происходит много глупостей с поступлением, с разными льготами. Тестирование и сертификаты — действительно хорошая вещь, и я знаю много сельских талантливых детей, которые благодаря им поступили в престижные украинские вузы. Но сейчас немало поступающих с серьезным капиталом знаний не смогли попасть в университеты. Возможно, для льготников нужно определить отдельные места, ведь они также имеют Богом данное место в этой жизни, они также должны себя реализовать, и среди них также немало талантливых детей, но это же не все талантливые дети!
Сегодня нужно быть и самодостаточным, чтобы быть потом востребованным. Государственного заказа все меньше, и во многих вузах сегодня пять лет обучения — это лишь период скрытой безработицы. Родители нашли деньги, заплатили за обучение на престижном факультете, а что завтра? Это также проблема. Ребенок получил передышку, а потом он просто не готов учиться. Поэтому мне приятно, что это не касается Волынского национального университета, занимающего высокие позиции в рейтинговых опросах работодателей.
— Какое впечатление произвела на вас нынешняя инаугурация в ВНУ? Студенты в мантиях торжественным маршем прошли по городу, колонну возглавлял оркестр барабанщиц. В лучших традициях классических университетов состоялось посвящение в студенты.
— Мероприятие действительно прекрасное. Мне говорили, что такие торжества — в сугубо университетском стиле — введены по инициативе ректора профессора Игоря Коцана. Я общался со студентами, и мне импонируют их глаза, в которых еще есть стремление учиться, достичь в жизни не просто «чего-то», а высот. Знания — это самый дорогой товар, это товар, которому цены нет. И серьезная миссия Украины как государства — дать этим детям надлежащее образование и надлежащую работу. В этом глобализированном мире нужно иметь свое лицо, а это — своя экономика, своя культура, свой язык, своя духовность, свои мировоззренческие позиции. Я преподаю в Киевском университете и знаю, сколько солидных экспертов из Европы ведут переговоры, переманивают из различных украинских вузов нашу будущую интеллектуальную элиту. Мне бы не хотелось, чтобы и нынешние первокурсники вуза, который оканчивала и моя мама, в будущем стали лишь донорами для чужих стран.
P. S. К слову, инаугурационные торжества для самого главного волынского вуза стали памятными еще и потому, что глава Волынской областной госадминистрации Николай Романюк сообщил: университету передана территория и здания бывшего военного городка. А это восемь гектаров земли почти в центре Луцка, где будет построен уже студенческий городок.