Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Каким будет влияние России на выборах-2006?

3 октября, 2005 - 20:32
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Что бы ни говорилось на официальном уровне, Кремль, похоже, неплохо усвоил уроки президентской кампании в Украине. Более того, недавний кризис власти в нашей стране создал для Москвы достаточно широкое поле для маневров. Хотя стоит отметить, что возможности внешнего влияния на ситуацию в Украине находятся прежде всего в Киеве, а не в Москве. Чем профессиональнее будут действовать новый Кабмин и президентская команда, чем скорее им удастся остановить приближение стагнации в экономике и кризиса в энергетике, тем меньше шансов сыграть на проблемах и противоречиях останется у сил вне Украины.

Сергей ТОЛСТОВ, директор Института политического анализа и международных исследований:

— На сегодняшний день политическое влияние России на Украину просматривается в трех основных направлениях. Первое и, пожалуй, наименее важное — это официальный диалог Кремля с украинской властью. Второе, главное, касается энергоснабжения (включая объемы поставок, цены на газ и тарифы за транзит). И наконец третье, конъюнктурно-ситуативное — это использование Юлии Тимошенко как фактора постоянного давления на Ющенко и Еханурова, а также угроза полной дестабилизации обстановки в стране.

Визит Юрия Еханурова в Москву — первый после его назначения на пост премьера. Очевидно, приоритетной задачей Еханурова была попытка смягчить позицию России в вопросах энергетического диалога и по возможности исправить результаты плодотворной деятельности А.Ивченко, С.Терехина и других «звезд» предыдущего кабинета. Через 9 месяцев после президентских выборов украинские власти наконец-то уяснили, что ни США, ни ЕС не будут оплачивать цену напряженности в отношениях Киева с Москвой, и что они никогда и в мыслях не имели содержать 47 миллионную Украину, как, к примеру, СШАсодержат Государство Израиль. Так что Еханурову теперь мешать не будут, но также трудно прогнозировать, насколько его попытки будут успешными. Очевидно, пока Кремль еще не определил параметры отношений с правительством Ю.Еханурова и может тянуть время до наступления холодов.

После прямого обмана и предательства со стороны Л.Кучмы осенью 2004 г., В.Путин не доверяет никому из представителей украинской политической элиты. В то же время укрепление позиций Ю.Тимошенко дает Кремлю возможность, которой он никогда ранее не имел. Фактически администрация В.Путина становится полноценным арбитром во внутренних украинских политических раскладах, вынуждая любую политическую группу в Украине (власть нынешнюю, власть отстраненную или оппозицию) искать поддержки Москвы хотя бы для нейтрализации действий соперников и конкурентов.

На наших глазах устанавливается сложная система противовесов, тактических союзов и игры на противоречиях. Причем, полностью в духе постмодернизма, отрицающего устоявшиеся каноны и традиции. Москва не ищет друзей и фаворитов, но готова использовать в своих интересах любую группировку, даже тех, кто еще недавно с пеной у рта кричал об имперской угрозе со стороны России и дискредитировал Путина как диктатора и душителя свободы.

Возможно, радикалы в окружении В.Ющенко и пошли бы на продолжение конфронтации с Москвой ценой тотального разрушения экспортных отраслей украинской тяжелой промышленности. Чужого им не жалко, а, как известно, крупные предприятия в этом секторе принадлежат неоранжевым владельцам. Но Ющенко такую роскошь позволить себе не может. С одной стороны, неудачное развитие страны после революции дискредитирует западную концепцию «глобализации демократии». Кто же поверит, что «цветная революция» несет благо, если власти удастся разрушить страну, еще год назад демонстрировавшую рекордные темпы экономического роста? С другой стороны, разрушение экономики означает полную дискредитацию не только европейской перспективы Украины, но также идей демократии и либеральных стандартов.

За последний год украинские политики сделали все возможное, для разрушения договорно-правовой базы отношений с Россией в энергетическом секторе. Власть оказалась настолько бездарной и авантюристичной, что, предпринимая определенные действия, не потрудилась даже взвесить «цену вопроса». Кто, спрашивается, побуждал официальный Киев денонсировать вполне приемлемые соглашения по поставкам газа и расчетам с Россией? Что было главным мотивом? Стремление к прозрачности или желание самим контролировать финансовые потоки? Но о какой прозрачности или честности может идти речь, если, как выяснилось после назначения Ю.Еханурова премьером, за поставки туркменского газа в первом полугодии 2005 г. еще никто не потрудился рассчитаться. То есть, все делалось так же, как и во времена И.Бакая, если не хуже.

Российское руководство декларирует установление новой, рациональной модели отношений с постсоветскими республиками. Ее смысл — в признании реалий глобализации. Если весь мир сошел с ума и вступил в безбожную борьбу за ресурсы, то и к бывшим родственникам будут применяться другие стандарты. Москва слезам и словам не верит, и никого убеждать не будет. Подчеркнуто дружественный тон, с которым В.Путин год назад выступал на трех украинских телеканалах, сейчас кажется фантазией больного воображения.

Позиция России проста до безобразия. Европа хочет газ, но и Украина тоже. Но Европа готова платить деньгами, и, вопреки мечтам украинских национал- патриотов и ради собственных же интересов, заставит любую транзитную страну выполнять условия международных соглашений. Если Украина тоже хочет газ, но не может платить по европейским тарифам, Киеву предложат ряд требований, выполнение которых может стать основанием для возврата к конструктивному диалогу.

Смена акцентов в риторике представителей украинской власти в отношении России сегодня уже не является для В.Путина достаточным основанием для восстановления системы субсидирования Украины дешевыми энергоносителями. Главные условия России включают сохранение Украиной нейтрального статуса (отказ от вступления в НАТО) и полноценное участие в проекте ЕЭП (включая создание многосторонних координирующих органов и хотя бы рамочные условия таможенного союза). Если это невозможно, то, пользуясь правами суверенитета, Киев может поэкспериментировать. Получится — хорошо, а если нет, то с пришествием времени стартовые условия переговоров могут и ухудшиться.

Украинский кризис все же многому научил российскую элиту. Во-первых, Москва уже не будет жалеть Украину, и не станет тосковать по Украине. Во-вторых, экономические позиции российского бизнеса не только не ослабевают, но существенно укрепляются. (Бумерангом реприватизации стал отток из Украины западного капитала при одновременном переоформлении на российские компании значительной части собственности украинских владельцев). От убеждений и взаимных уступок Москва может перейти к голому и весьма дорогостоящему для нас прагматизму. И если Кремль все же будет провоцировать углубление кризиса в Украине, он сделает это руками своих же украинских клиентов и партнеров. Тут внешний арбитраж окажется для Москвы как нельзя кстати.

Николай ПЕТРОВ, Центр Карнеги, Москва:

— Тактика России уже несомненно изменилась. Если на президентских выборах можно сделать ставку на одного человека, то на парламентских это было бы глупо. Очевидно, что Россия сейчас поддерживает отношения со всеми влиятельными силами в Украине. В этом плане Москва сейчас проводит более гибкую политику, чем в прошлом году на президентских выборах.

Относительно возможностей влияния, то они довольно ограничены. Можно полагать, что российские политтехнологи вряд ли кому-нибудь нужны сейчас в Украине. Это скорее всего повлияло бы негативно на имидж той или иной политической силы. Украине тоже вряд ли стоит ожидать каких-то особых экономических преференций, как это происходило в прошлом году. Таким образом речь идет о том, чтобы те политические силы, которые будут разыгрывать «российскую карту», имели возможность демонстрировать свои высокие связи с российскими верхами.

Возможно, у Кремля и возникает желание влиять ради ослабления действующей украинской власти, но не совсем понятно, каким должно быть это влияние. Мне кажется, что официальная Москва будет исходить из достаточно прагматичных позиций, чтобы в любом случае договориться о сотрудничестве со всеми влиятельными силами и в любом случае, чтобы выиграть, а не проиграть. По-моему, в этом смысле играть против кого-то совсем не соответствует интересам Кремля.

В списке политических сил, с которыми Кремль заинтересован в сотрудничестве, будет числиться, думаю, и правящий Народный Союз «Наша Украина». Я исхожу при этом из слов Владимира Путина, который ранее заявил, что российское руководство на всех выборах поддерживало действующее руководство сопредельных стран. Безусловно, Москва заинтересована в том, чтобы наладить хорошие отношения с руководством Украины, и поэтому, я думаю, она будет поддерживать максимально позитивные контакты с НСНУ.

Не будет ли означать активное сотрудничество с Виктором Ющенко своеобразную легитимацию оранжевой революции со стороны России, в которой негативно отнеслись к событиям в Украине? Мне кажется, что особых идеологических разногласий на выборах прошлого года между Кремлем и Виктором Ющенко не было. Был, скорее, неточный и неправильный политический расчет, а сейчас этот расчет другой, потому что есть реальная сила, которая имеет реальную власть и которая способна договариваться с российским руководством относительно взаимодействия. И никакой идеологической идиосинкразии здесь быть не может.

Руководству Украины при этом не стоит жертвовать никакими интересами своей страны (к примеру, вступление в НАТО и ЕС) в угоду каким-либо другим интересам. Необходимо просто найти правильный баланс.

Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»:

— Если сравнивать парламентскую кампанию 2006 года с прошедшей президентской, то главное их отличие, на мой взгляд, будет состоять в том, что Россия не будет повторять старых ошибок и не будет использовать технологии прямого вмешательства в избирательный процесс. Слишком дорого это обошлось политическому руководству и слишком неоднозначные последствия в целом имело для российской политики. Поэтому я предполагаю, что будут использованы более традиционные и менее опасные для внутренней политики России инструменты влияния. В частности, влияние информационное, экономическое (в форме давления и игры в кризис) и влияние политическое, связанное с позиционированием политического руководства России в отношении официальной власти в Украине, в отношении предвыборной политической конфигурации.

Как это может происходить? Я думаю, что если говорить о политтехнологии влияния, то со стороны России не будет однозначных прямых ставок на какую-то одну силу. Скорее всего, речь будет идти о попытке организовать сетевую работу, сетевое влияние и взаимодействие с теми политическими силами в ходе выборов, которые наиболее комплиментарны России. По признаку так называемого русского вопроса, или вопроса вторичного сближения Украины и России, уже сейчас можно говорить о возможности пророссийской коалиции в будущем парламенте на фоне очередного временного криза европейского направления Украины. Скорее всего, это будет ренессанс «русского вопроса» в форме новых предложений по ЕЭП, в форме агитации за важность и стратегичность украино- российских отношений и т.п. Одним из элементов такого влияния может быть формирование и в ходе избирательной кампании и после нее пророссийской коалиции по этому одному индикатору. И если посмотреть на политические силы, которые могут быть участниками такого проекта, то уже сейчас, согласно последним данным социологии, эти силы набирают по меньшей мере 40%. Я имеют в виду Партию регионов, коммунистов, социалистов, Блок Кравчука и Блок Тимошенко, который несомненно будет заигрывать с Россией. Если этот проект удастся, то Россия за счет такого рода сетевого влияния может получить в будущем парламенте целый круг идеологически разных, но близких по одному критерию — «российскому вопросу» — политических сил, с которыми можно работать в плане формирования парламентской коалиции.

Информационное влияние. Несомненно, давление на общественное мнение в Украине по поводу необходимости неких особых отношений с Россией, реабилитация термина «особые отношения» может быть одним из стержневых мотивов кампании. Я уже не говорю о том, что российский информационный инструмент — это мощное воздействие на характеристики основных политических игроков (кто хорош, кто плох), а также мощное оружие в войне компроматов, которая несомненно будет.

Ну и экономическое влияние. От одного из российских экспертов я услышал такую фразу: ничто так не убеждает в необходимости дружить с Россией как цены на газ. Я думаю, что в этом — «сермяжная правда» экономического подхода России к Украине. Несомненно, российские корпоративные политические круги и Кремль будут делать все, чтобы выгодно для себя использовать сложную ситуацию с ценами на энергоносители. Я не говорю, что они будут подталкивать Украину к обвальному кризису. Обвальный кризис может угрожать и самой России негативными последствиями. Но вот длительные торги, ультимативная позиция по вопросам о новых ценах и тарифах на нефть, особых условиях для российских инвесторов — все эти элементы будут присутствовать в переговорах, все это будет транслироваться избирателю, который будет с напряжением ожидать: сможет ли украинское руководство привезти из Москвы новые цены или не сможет. Это одна из качественных характеристик эффективности новой власти. А здесь, я думаю, Россия была бы заинтересована в том, чтобы показать украинскому избирателю, что новая власть является не очень эффективной и не очень успешной. И для этого не нужно много критиковать. Для этого достаточно максимально потянуть во времени переговорный процесс.

Это те техники влияния, которые могут быть успешными. Итоговая задача — получить более комплиментарный России украинский парламент, а значит, — и более гибкое, более выгодное России будущее коалиционное правительство, с которым можно работать.

Игорь ЛОСЕВ, доцент кафедры культурологии Национального университета «Киево-Могилянская академия»:

— Во-первых, это будут экономические рычаги в виде цен на энергоносители. Этот фактор давления зависит от того, насколько далеко пойдут г-н Ехануров и Президент в вопросах стратегических уступок России. Если пойдут далеко, то цены на газ могут существенно не повышаться. То есть речь будет идти о закрывании и открывании нефтяного и газового кранов. Кроме того, будут воздвигаться таможенные барьеры на границах с Россией для украинских товаров. Возможна также организация каких-то акций и беспорядков, прежде всего, на юге Украины и в Крыму, — чтобы новой украинской власти жизнь медом не казалась. Будет, конечно, массовое пропагандистское воздействие на Украину.

Будет также аспект влияния, связанный с поддержкой — финансовой, медийной, политической — определенных политических партий. Сейчас утверждают, что в наибольшей степени следует ожидать поддержки с российской стороны партий Александра Мороза и Владимира Литвина. Поскольку многие российские политологи считают, что это наиболее серьезные игроки на украинской политической арене, которые могли бы быть противовесом командам Ющенко и Тимошенко. И в известном смысле — команде Януковича, поскольку акции этого украинского политика в глазах его российских политических союзников изрядно упали. Однако действовать так примитивно, как раньше, россияне уже, скорее всего, не будут. Будет тотальное глубокое вмешательство во внутренние дела Украины, но с официальными заявлениями российского руководства о том, что РФ очень целомудренно соблюдает суверенитет Украины, ни во что не вмешивается и готова сотрудничать с любым парламентом, который изберет украинский народ.

К сожалению, есть одна трагическая особенность украинской истории, от которой наши политики никак не могут отказаться. Это склонность вмешивать иностранные государства (и речь идет не только о России), в решение украинских внутриполитических проблем, чего ни одно уважающее себя государство не позволяет. Из этого ряда, на мой взгляд, и заявление Юрия Еханурова в Москве о том, что Россия — наш главный партнер (возникает вопрос: а как быть с нашей евроатлантической интеграцией?). Туда же едет Юлия Владимировна решать какие-то свои вопросы. Побывал и глава секретариата Олег Рыбачук с так называемым неофициальным визитом. Хотя, в отношении официальных лиц, в дипломатической лексике такого понятия не существует. Есть понятия «рабочий визит», «государственный визит» и «официальный визит». В результате всех этих поездок я даже не знаю, как мы сможем предъявлять России какие-то претензии за ее вмешательство, если наши политики сами буквально за руку тянут Россию вмешаться. А с этого все и начинается...

Сергей СОЛОДКИЙ, Варвара ЖЛУКТЕНКО, Наталья ТРОФИМОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ