Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Кассетный скандал-2» и его отголоски

27 сентября, 2002 - 00:00

Начало истории с «Ирак-гейтом», когда Соединенные Штаты уже практически официально обвинили Украину в том, что ее высшее руководство обсуждало возможность продажи систем «Кольчуга» Ираку (даже не в факте продажи, который отрицает официальный Киев), привело к экстренному визиту в Нью-Йорк министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко. Его встречи с Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, председателем комитета ООН по санкциям против Ирака, а также с представителями стран-членов ООН при Совете Безопасности ООН начались вчера вечером, поэтому информация об их результатах вчера еще не была доступна. Совет Безопасности ООН, между прочим, уже подтверждал, что Украина не поставляла оружие Ираку. Очевидно, сейчас речь будет идти о начале нового расследования, которое инициировала бы Украина.

Первая международная реакция на события вокруг обвинений, выдвинутых против украинского руководства, уже появилась. С одной стороны, в частности, Генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон, присутствовавший на неформальной встрече министров обороны стран-членов НАТО в Варшаве, отметил, как сообщил Интерфакс, что отношения между Украиной и Альянсом сейчас переживают «очень тяжелый период» и Украина вынуждена дать ответы на «очень серьезные вопросы». Таким образом, накануне Пражского саммита НАТО вопрос будет стоять чрезвычайно остро. Однако, как уже сообщалось, об отмене приглашения Украины на этот саммит пока речь не идет. Более того, очевидно, именно с подготовкой к нему (и, естественно, с выяснением обстоятельств вокруг выдвинутых Госдепартаментом США обвинений) связан визит в Украину председателя Американского комитета НАТО — весьма влиятельной неправительственной организации — Брюса Джексона, который начнется в воскресенье. Кстати, на варшавской встрече обсуждались и перспективы возможного украинского участия в силах НАТО быстрого реагирования, создание которых было предложено Соединенными Штатами.

Сообщения о негативной реакции президента Польши Александра Квасьневського на события вокруг Украины были опровергнуты и пресс- службой МИД Украины, и директором бюро национальной безопасности Польши Мареком Сивецем.

С другой стороны, вице- спикер Госдумы России Владимир Лукин (фракция «Яблоко») сказал Интерфаксу: «Факты говорят о том, что на Кучму идет давление с Запада». Лукин не считает соответствующим политическим реалиям возможное мнение о том, что Кучма является пророссийским политиком, а оппозиционеры Тимошенко и Мороз — больше прозападными. Он также сказал: «Я не считаю правильным, когда оказывается давление и делаются попытки грубо и бестактно повлиять на внутренние дела в Украине». Другие представители российского руководства пока по этому поводу не высказывались.

Продолжается и кампания в прессе — в статье московского корреспондента лондонской «Таймс» с комментариями последних событий вокруг Украины (где в одно целое собраны и заявления Госдепартамента США, и информация об акциях оппозиции в Киеве), речь идет и о том, что критики утверждают, будто даже последствия Чернобыльской катастрофы были преувеличены с тем, чтобы получить больше денег от Запада. Доказательства, к сожалению, не приводятся, имена критиков — тоже. Очевидно, вокруг Украины уже создан определенный «мейн-стрим» подачи информации — ведь до сих пор репутация «Таймс» была вне сомнений, и непроверенной информацией там якобы не грешили. Статья, очевидно, срабатывает не столько против украинского руководства, сколько против украинского имиджа в целом, независимо от того, был здесь расчет или нет. Причем точка зрения другой стороны не учитывается. И таким образом, ситуация с «кассетным скандалом» повторяется уже на новом витке. И в этой ситуации от Украины все-таки будет требоваться что-то другое, более серьезное, чем просто заявления о беспочвенности обвинений, — и максимально возможная прозрачность, на которой настаивают Соединенные Штаты. Речь идет уже даже не о спасении репутации.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ