Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каждому «миллионнику» — особый статус?

12 июля, 2002 - 00:00


Региональная политика нуждается в серьезной ревизии, считает народный депутат Украины, один из лидеров фракции «Демократические инициативы» Михаил ДОБКИН. В ближайшее время М.Добкин намерен, в частности, инициировать принятие закона, предусматривающего предоставление особого статуса городам с населением более 1 млн. жителей.

— Какой же именно статус вы предлагаете дать городам-миллионникам, и для чего?

— Мне и моим единомышленникам хотелось бы, чтобы официальный статус крупнейших украинских городов отвечал их, так сказать, реальному весу. Кроме столицы Украины — Киева, у нас есть еще ряд крупных экономических, торговых, транспортных, научных, культурных центров. Это Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса. Каждый из них — лицо своего региона. Однако, в отличие от Киева, им приходится довольствоваться статусом городов областного подчинения. Точно таким же, как к примеру, у городка Изюм Харьковской области. Как следствие, на свои нужды эти мегаполисы могут оставлять лишь 17% от собранных у себя налогов. Этих денег не хватает на то, чтобы наладить уборку мусора и залатать дыры на дорогах. О том, чтобы построить пятизвездочную гостиницу (без которой солидный иностранный инвестор в город вообще ногой не ступит) или привести в элементарный порядок центр города, даже речи быть не может. Я считаю такое положение вещей неправильным. В интересах государства дать возможность развиваться не только столице, но и региональным центрам. Для этого, во- первых, их власти должны получить больше полномочий по управлению городским хозяйством. Во-вторых, нужно городу дать возможность оставлять у себя не менее 50% от налоговых поступлений.

— Восемь депутатов — из вашей фракции, в том числе и вы — мажоритарщики из харьковской области. Кое- кто даже называет «Демократические инициативы» не иначе, как «харьковское лобби». Логично предположить, что ваша инициатива касается не столько больших украинских городов в целом, сколько одного конкретного города. Тем более что будучи депутатом харьковского горсовета, вы уже сынициировали местный референдум на тему особого статуса. Быть может, Харьков рвется в независимое плавание?

— Ни в какое независимое плавание Харьков не рвется, и оно ему ни к чему. Наша фракция, куда, кстати, кроме харьковчан входят еще представители Одесской, Днепропетровской, Полтавской, Черниговской, Житомирской и Черкасской областей, придерживается мнения, что без решения проблем регионов в целом создать благоприятные условия для одной отдельно взятой области невозможно. Исходя из этого, создание фракций по сугубо региональному принципу неоправдано, и мы себя таковой не считаем.

Что касается упомянутого вами референдума, то там действительно речь шла о статусе только Харькова. Но, будучи депутатом горсовета, я в принципе не мог ставить вопрос в общенациональных масштабах. Сейчас я депутат Верховной Рады и вместе с коллегами-депутатами намерен ходатайствовать за все города-миллионники.

— Тем не менее количество в «Демократических инициативах» представителей Харьковщины наводит на размышления. Не губернатор ли Евгений Кушнарев приложил руку к ее созданию? Поговаривают, кстати, что в связи с ухудшившимися личными отношениями с лидером НДП Валерием Пустовойтенко Евгений Петрович сделал все, чтобы оторвать от экс-премьера побольше харьковских эндепистов...

— Журналисты часто преувеличивают роль губернаторов и прочих внепарламентских сил в создании фракций. Не буду расписываться за другие депутатские образования, но что касается нашего, инициатива полностью находилась в стенах Верховной Рады. Представителей Харьковской области вышло больше, потому что там в мажоритарных округах победили люди определенного типа, а именно — достаточно молодые бизнесмены, никогда не бывшие во власти. Они и составили костяк нашей фракции. Я лишь могу сказать, что меня как члена Народно-демократической партии не вступать во фракцию НДП никто не подбивал.

— В таком случае не совсем понятно, что же объединило ваших депутатов под одной фракционной крышей. Ведь у вас собрались парламентарии из разных идеологических лагерей — от правого до умеренно-левого, а также с разными позициями относительно, к примеру, избрания руководства парламента и распределения комитетов...

— В основу легла идея создать фракцию, способную определять свои позиции по тому или иному вопросу, руководствуясь здравым смыслом, а не политической конъюнктурой. Мы не относим себя ни к оппозиции, ни к пропрезидентским силам. Однако если инициативы, выдвинутые любой из этих сторон, будут нас устраивать, мы их поддержим.

— Недавно лидер вашей фракции Степан Гавриш заявил, во-первых, о том, что «Демократические инициативы» не войдут в межфракционное объединение «Единая Украина», а во вторых — о поддержке выдвинутой «Нашей Украиной» идеи Договора о совместных действиях. Означает ли это, что «Деминицивы» готовы к тесному сотрудничеству с фракцией Виктора Ющенко?

— «Демократические инициативы» готовы к сотрудничеству с абсолютно всеми фракциями. Однако речь не идет о долговременном сближении или создании альянса с какой-либо конкретной фракцией. Для продуктивной работы нужно быть независимыми.

— Не секрет, что основные политические силы уже группируются вокруг потенциальных кандидатов в Президенты Украины. Кого планируют поддерживать «Деминициативы?»

— Этот вопрос мы еще даже не обсуждали. Лично я считаю, что реальных претендентов на высший государственный пост пока вообще не видно. Есть лишь политики, фамилии которых мелькают в СМИ чаще других, из-за чего некоторые называют их кандидатами в президенты. Вспомним, как было в России. Мог ли кто-нибудь за два года до президентских выборов назвать Владимира Путина кандидатом в президенты? По-моему, в это время 99% россиян такого политика вообще не знали. И, тем не менее, он победил с огромнейшим перевесом. Нечто аналогичное может произойти и в Украине.

— В последнее время в парламенте витает идея «разобраться с правительством». Какова позиция вашей фракции?

— Определенные претензии к деятельности правительства и, в частности, к выполнению бюджета за 2001 год у нас имеются. Тем не менее, по отношению к Кабинету Анатолия Кинаха мы настроены конструктивно. Прежде чем отправлять кого-то в отставку, нужно ответить на вопрос: кто может прийти на смену? В нынешней ситуации велика вероятность того, что на смену команде Кинаха придут господа, которые будут руководствоваться не интересами страны, а своими собственными политическими и корпоративными интересами. Я против этого.

Тем более что в нынешнем правительстве много действительно хороших специалистов. Спорные вопросы нужно решать, а не заострять на них внимание. В отношениях парламента и правительства немалую роль будет играть позиция главы Администрации Президента Виктора Медведчука. Надеюсь, колоссальный парламентский опыт этого политика будет способствовать диалогу между законодательной и исполнительной властью.

Владимир СОНЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ