Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каждый сотый украинец является наркоманом

Через несколько лет обсуждать проблемы легализации или более жесткой борьбы с наркотиками может быть поздно
7 апреля, 2000 - 00:00

Межведомственным центром клинической и экспериментальной наркологии МЗ и НАН Украины были проведены исследования, результаты которых должны заставить задуматься не только соответствующие государственные структуры, но и всех, кому небезразлична судьба нации — поскольку речь идет, без преувеличения, об этой самой судьбе. Согласно опросам, каждый третий из молодых людей употреблял наркотики. В прошлом году в стране было зарегистрировано 86 тысяч наркоманов. Реально эту сумму нужно увеличить в 8 — 10 раз, то есть сейчас в Украине наркоманов где-то 500— 600 тысяч. Как сообщил «Дню» руководитель Центра доктор медицинских наук Валентин Синицкий, в индустриальных районах зарегистрировано в три раза больше наркоманов, чем в сельских. Ежегодно количество наркоманов в возрасте 12 — 30 лет увеличивается в геометрической прогрессии.

— Резко ухудшилась криминальная ситуация, до 11 тыс. преступлений в 1999 году совершены в состоянии наркотического опьянения. В то же время не существует способов радикального лечения больных наркоманией. Есть лишь возможность симптоматического лечения. Курение конопли и гашиша — тоже наркомания, хотя ее нельзя сравнить с опийной. Она распространяется. Очень часто начинают с употребления конопли, а позже «пересаживаются» на более тяжелые наркотики. Это прежде всего связано с желанием получить еще больше «кайфа» и легкой доступностью более тяжелых наркотиков. Что касается проблемы легализации некоторых наркотиков, то я абсолютно уверен, что никаких наркотиков не должно быть в свободном обращении. В силу многих причин наша страна к такому не готова. В моей практике не было ни одного случая, чтобы наркоман, начав с курения марихуаны, не перешел на более «тяжелые» наркотики. К тому же у нас полностью отсутствует антинаркотическая пропаганда, то есть молодежь знает об опасности, но в то же время многие готовы попробовать наркотики хоть сегодня.

— Мы должны определиться в Украине с общегосударственной политикой по отношению к наркотикам, — говорит главный нарколог МЗ Украины и г. Киева, председатель Всеукраинской наркологической ассоциации Анатолий Виевский. — По сравнению с 1998 годом смертность от наркотиков увеличилась в полтора-два раза. Под легализацией сейчас принято понимать как минимум 8—10 разных видов общественно-политических действий. Например, в некоторых штатах США под легализацией наркотиков понимается изменение имиджа наркотиков. Сами наркотики ни в чем не виноваты, вещества не могут быть виноваты. У нас очень часто любят говорить, что наркотики — зло. Нет, наркотики — не зло и не добро. Просто их можно применять по-разному: если пользоваться ими регулированно и в медицинских целях, то почему это зло?

Отношение к вопросу легализации наркотиков тоже должно быть весьма взвешенным. Тут действует множество факторов, которые, снова-таки, не всегда известны рядовым гражданам. Вопрос легализации наркотиков, в конечном итоге, решит общественное мнение. Однако это мнение не всегда полностью учитывает все «плюсы» и «минусы» того или иного решения. Тем временем в «гордиев узел» легализации наркотиков вплетены интересы не только общества, но и государства, вернее — разных госструктур, и эти интересы далеко не всегда объясняются защитой общества.

— Об использовании какого- либо опыта в этой сфере говорить нужно очень осторожно, — продолжает А. Виевский, — а особенно, когда мы берем западный опыт в применении к нашим условиям. Украина — неподходящая страна для легализации наркотиков, более того, Украина — не страна для общественного обсуждения темы легализации. Как можно выносить на общественное обсуждение такие сложные темы в стране, где не любят читать книги, где престижно плохо учиться?

Корреспондент Сергей КУЗЬМИЧ побывал в 255-й школе Киева, где уже регулярно проходят заседания клуба «Табу». То о том, надо или не надо «косить» от армии, то по поводу того, необходимо ли, чтобы у детей были деньги, хотя бы карманные. На последнем заседании клуба обсуждался вопрос о доступности или недоступности употребления легких наркотиков. Все было, как по телевизору: ведущий, два взрослых эксперта-оппонента и разделившаяся на секторы «за» и «против» публика. Какой-то дяденька в пальто (чей-то папа) распинался больше всех. Говорил он сочно, образно и, выстраивая длинные логические цепи, связывая первую затяжку «травы» с дальнейшей деградацией души и тела, утверждая, что одна-две сигареты с марихуаной могут привести к наркотической зависимости. С противоположной стороны встал один мальчик и, при молчаливом согласии окружающих, просто и буднично заявил, что половина из присутствующих в обоих секторах хоть раз, но пробовали курить «травку». В принципе, «живописать» больше нечего. То, что сказал этот скромный мальчик — это все. Юрий Калашников из сектора «против», профессиональный психолог, много лет занимается лечением попавших в наркозависимость и как никто другой осведомлен в данном вопросе. «Очень важно, — говорит он, — чтобы проводились подобные встречи. Если бы я пришел и рассказывал, почему не стоит пробовать наркотики, меня бы слушали единицы. Рассказывать детям о здоровье, которое пошатнется когда-нибудь, а не сегодня, бесполезно. Нужно говорить о реальных опасностях, да и это тоже не главное. Страх часть из них остановит, а остальных подзадорит. Тут надо другое. Одна-две сигареты с марихуаной не вызывают органической зависимости, и поэтому главная опасность «легких» наркотиков как раз не в их прямом действии, а в том, что их употребление начинает считаться нормальным явлением. Иными словами, опасность в том, что за малым вполне логичен шаг к большему. Все разговоры про чудесную Голландию из области сказки про Страну Дураков. Чем чудеснее, тем охотнее верят. Голландцы еще никому толком не доказали что их опыт — это панацея от всех бед. Да и можно ли, чужой опыт просто копировать?»

За рубежом введены так называемые «метадоновые программы». Это одно из средств сокращения числа наркозависимых граждан и одновременно способ контролировать их. Однако создается впечатление, что наше государство то ли в силу консерватизма, то ли из других причин в вопросе борьбы с наркоманией превыше всего ценит не интересы общества, но свое спокойствие, метадон — аналог наркотика, который не вызывает экстетических состояний. Больные ежедневно принимают одну таблетку, что фактически равнозначно тому, что диабетик принимает инсулин.

— Метадоновые программы имеют определенные позитивы, — говорит профессор Синицкий. — Первое, люди возвращаются в семью, второе, врач может проконтролировать прием метадона, который принимается не где-то в подворотне, а централизованно в клинике, третье, прием метадона при беременности позволяет обезопасить плод от заражения наркоманией, четвертое, при введении метадоновой программы резко улучшается криминогенная ситуация. Несколько лет назад метадоновые программы начали применяться в Польше, Прибалтике. Россия и Украина очень настороженно относятся к внедрению метадоновых программ. Это связано с тем, что у нас метадон тоже считается наркотиком, и представители МВД не одобряют такого рода программ, так как считают это поощрением наркомании. А на Западе все больные, употребляющие метадон, находятся на учете и регулярно проходят обследования на содержание в крови других наркотических веществ. Если других наркотиков в крови не обнаруживается, человек не привлекается к активному лечению и продолжает участвовать в программе.

Однако и тут есть определенные проблемы. По словам А. Виевского, метадон — средство специфическое и имеет значение исключительно для потребителей героина. Поэтому у нас широко использоваться он не может, так как на героине «держатся» только около 30% потребителей в Киеве и около 8—10% в областях.

Специалисты уверены, что наше общество еще не созрело даже для обсуждения проблемы наркотиков. У находящегося в перманентном кризисе государства, похоже, вообще «руки не доходят» до проблемы. Тем временем ежедневно десятки наших сограждан, в основном молодых и даже несовершеннолетних, впервые пробуют наркотики. Практически никто из них не ограничивается первым шагом.

Александр МИХЕЛЬСОН, «День», Михаил ЗУБАРЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ