Эту историю поведал мне знакомый врач- психотерапевт. Немало повидавший на своём веку «инженер человеческих душ», он закончил свой рассказ словами: «Я совершенно не исключаю вероятности того, что мой пациент, так и не выведенный мною из пограничного состояния, в любой миг может «сорваться». Причём с последствиями, непредсказуемыми как для него самого, так и для тех, кто от него пострадает».
Пограничное состояние — это когда психика человека находится на грани срыва. Как же попал «на границу» наш земляк (назовём его, к примеру, Сергеем)?
Тем весенним вечером он, как обычно, выехал «покосить» на своём «жигулёнке». Двое детишек, хворающая мать — разве будет лишним червонец в кармане? А вот и пассажир — высокий крепкий парняга с молодицей под руку. Скоренько подбросил их на Нефтегавань. «Ну, будь здоров, шеф, спасибо! — белозубо ухмыльнулся клиент, помогая даме выйти из салона. — Деньги — с первой пенсии». Разумеется, восторга по этому поводу опешивший от такой наглости Сергей не выразил. Слово за словом — и началась драка. «Кулачный контакт» проходил без энтузиазма, был быстротечным и закончился на равных. Так полагал Сергей. Но он ошибся, не придав значения прощальной фразе пассажира: «Ты, урод, ещё обо всём пожалеешь! Потому что ты забыл главную в нашей жизни формулу: «Что положено Юпитеру — не положено быку».
И Сергей действительно пожалел. Потому что «скупой рыцарь» оказался отпрыском оч-чень высокопоставленного и оч-чень всемогущего херсонца. Из тех, кому море — по колено, а закон — что дышло. Вскоре незадачливому водителю прислали повестку. Его обвинили в умышленном нанесении телесных повреждений совершенно мирному пассажиру. Документы, свидетели — всё честь по чести. Опытный адвокат, разобравшись в сути проблемы, Сергею сказал откровенно: «Я — пас, сделать ничего не смогу. Тебя «заказали» на очень высоком уровне. Но у тебя есть три варианта. Первый — отсидеть три года. Второй — до суда уехать в Россию. Велика Россия, и отступать есть куда. А через несколько лет что-то да изменится. И третий вариант: «пострадавший» согласен отказаться от своих претензий за… $2000. Вот и выбирай».
Полностью уверенный в своей правоте, Сергей был просто в шоке. На три года за решётку — за что?! Да и мать с её больным сердцем явно не переживёт этого. Хотя не выдержит её сердце и его «иммиграцию» в Россию. А жена, а детвора? Откупиться деньгами? Да ведь это всё равно, что вылизать тому злосчастному пассажиру подошвы, да ещё и извиниться: «Простите, уважаемый, не разглядел я в Вас сына Юпитера». Доведённому несправедливостью до отчаяния Сергею решение помогли принять родственники. Вернее, они сами приняли решение, собрали нужную сумму и отнесли её человеку, который в этой ситуации оказался только потому прав, что у его папы много прав. «Почему столь непомерно велика сумма Вашего «морального ущерба?» — задали ему вопрос. «Я не жадный, — белозубо улыбнулся «победитель». — Часть суммы уйдёт на «тушение пожара». Сереге передайте, что он получит год условно. И ещё передайте, что эта сумма — очень небольшая плата за тот урок жизни, который я ему преподал. Пусть знает своё место в жизни. — Здесь белозубая улыбка резко пропала. — И пусть каждый знает своё место в жизни!»
А ведь прав, на все 100 прав этот «козырный» пассажир. Он прав в той мере, в которой позволяет ему это наше «правовое» государство. Если учителю в конце месяца не выплатили деньги — и всё в ажуре, значит, можно не заплатить и таксисту. А зачем? Плебеи, знайте своё место в жизни! Склоните головы перед патрициями! Вы все: учителя и таксисты, аграрии и медики, пенсионеры и студенты — безликие «шестёрки» в самом низу жизненной колоды. А наверху — тузы, с положенной «по штату» вседозволенностью, с правом «телефонного звонка», профессиональным умением быть над законом.
Им, патрициям, можно все. Они вправе открыть кафе на первом этаже жилого дома, и музыка будет греметь там во всю ивановскую далеко за полночь. Они вправе, вырубив деревья прямо посреди массива многоэтажек, построить автостоянку, и машины ревом моторов и воем сигнализации будут всю ночь будоражить людей. Они вправе... Да мало ли, что еще они в этом бардаке вправе сделать. Все, что угодно! И неоплаченная поездка на «тачке» на этом фоне — всего лишь мелкий прикол, причуда.
А таксист Сергей ничего этого не понял. И, по словам психотерапевта, — не поймёт. В его ум и не укладывается, по какому такому праву его унизили и растоптали. В его душе поселилось зло. Оно, уверен врач, обязательно вскоре выплеснется. И горе тому, кто хоть на йоту попытается унизить раздражённого и разозлённого человека. Разозлённого, скорее всего, не столько на своего обидчика, с которым в кулачном бою он был на равных, а на Систему, позволившую тому взять верх.
ОТ РЕДАКЦИИ: Наверняка такие «крики души» не только анонимных героев публикаций, но и наших корреспондентов вызовут читательский отклик. Наверняка почти каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда и право, и справедливость — бессильны. Выскажите свою точку зрения — почему подобная Система столь крепка? Где искать способы борьбы с ней: в решении экономических проблем, юридических, законодательных, в усилении роли силовых структур — или, может быть, организаций гражданского общества? Поделитесь своим или известным вам чужим опытом — как отрицательным, так и положительным.