Проблемы украинско-российских отношений, никогда не отличавшихся настоящим, а не декларированным партнерством, приобрели в последнее время системный характер. Немалую роль в этом сыграло то, что украинское правительство, пребывая в состоянии внешнеполитической маргинальности, утратило инициативу в отношениях с Россией и возможность проводить сбалансированную политику с учетом реальных интересов и возможностей. Показателем чему стали результаты (а точнее их отсутствие) последних визитов Виктора Ющенко в Россию и Польшу: с россиянами договориться не удалось, а поляки так и не поняли позиции Украины в «газовом вопросе». По мнению автора статьи, успешная политика Москвы в отношениях с Западом может лишить Украину всех козырей, которыми еще располагает Киев, и тенденция к этому очевидна. При этом позиция различных представителей российского политикума по отношению к Украине выглядит значительно более консолидированной, чем позиция различных представителей даже одной ветви украинской власти.
России и Украине не удается договориться по ключевым вопросам самим — теперь параметры их взаимоотношений все больше будут определять другие страны.
Россия пытается найти самые разные способы воздействия на Украину, но российская элита все больше и больше приходит к выводу, что многолетние тяжелые переговоры ни к чему не приведут, поскольку украинско-российские отношения не являются самостоятельными — судьей в них является Запад. Поэтому нужно уйти из комнаты, где приходится вести напряженные переговоры с украинскими представителями и пойти дальше — к западным политикам и решать все основные проблемы прямо с ними.
У этой позиции есть свои резоны. В самом деле, Украина позиционирует себя между Западом и Россией и играет на этой грани. Подобной политики придерживалась титовская Югославия — и очень успешно, поскольку СССР и Запад находились в очень напряженных отношениях. Сейчас верна та же логика: если отношения России и Запада будут острыми, Украине удастся получать дивиденды из своего положения между лагерями. Если Запад и Россия будут меньше спорить и больше сотрудничать, то Украина окажется не у дел. А поэтому российская дипломатия устремляется непосредственно на Запад. Газовый вопрос, когда Россия пытается в давлении на Украину использовать потребность европейских стран в газе и недовольство хищениями газа на территории Украины, — хороший тому пример. Но отношения России с Польшей показывают ограниченность такого подхода.
Вояж Игоря Иванова по европейским столицам в этой связи является очень показательным. Ключевой частью его можно считать визит в Польшу (подробнее на 3-й стр. — Ред. ) Министр иностранных дел России вел переговоры не о геополитической карте Европы, а об экономических отношениях Польши и России, которые являются очень интенсивными, но в последнее время испытывают трудности, и эти трудности имеют геополитические корни.
Первая проблема — посещение российскими гражданами Польши. В связи с перспективой вступления в европейский союз Польша повышает барьеры для въезда на свою территорию путешественников с восточной границы. Россияне из их числа, поэтому Россия хотела бы облегчить визовый режим, а польские власти, стремящиеся изо всех сил в Европу, вряд ли согласны. В этом вопросе Россия и Украина не соперники, а скорее союзники.
Другая проблема, по важности сегодня выходящая на первый план, связана со строительством газопровода в Европу. Россия планирует строительство его через территорию Беларуси, Польши, и дальше в Европу.
России это очень выгодно, так как позволяет и наращивать объемы поставок газа в Европу, и одновременно — создать альтернативу газопроводу через территорию Украины, которым последняя пользуется ненадлежащим образом: ворует газ, занимает очень жесткую позицию на переговорах.
Это выгодно Европе, так как энергия из газа дешевле, чем из нефти. Кроме того, Европа загодя готовится к будущим энергетическим кризисам, — высокую вероятность которых сегодня наглядно демонстрирует и неожиданно для всех аналитиков начавшийся год назад рост цен на нефть, и как всегда некстати разгорающийся конфликт между израильтянами и палестинцами.
В принципе это выгодно и Польше, так как за его перекачку она будет иметь примерно 1 миллиард долларов в год. Премьер Касьянов уверен, что поляки не смогут отказаться от такого предложения: « ничего не было, а вот вдруг появляется 1 миллиард долларов — ну как они от этого откажутся?» Однако деньги в нашем мире значат далеко не все — чего никак не могут понять многие российские политики. Вот и поляки все никак не соглашаются с тем, чтобы газопровод прошел по их территории. Почему?
Во-первых, поляки строят стратегический союз с Украиной — и этот союз имеет ярко выраженный антироссийский привкус. Интеллектуальным и политическим вождем этого антироссийского союза является Збигнев Бжезинский, выходец из Польши, ярый сторонник поддержки «Солидарности» в Польше в 80-е годы, сторонник «консолидации геополитического плюрализма на просторах бывшего СССР». Под этим мудреным термином подразумевается максимальное сдерживание России и, прежде всего, недопущение ее союза с другой великой славянской державой — Украиной. Именно Бжезинский является автором американской политики по отношению и к Польше, и к Украине.
Поэтому Польша неоднократно повторяла, что не поддержит строительство газопровода, если он ударит по интересам ее стратегического союзника — Украины. Даже если бы какие-то польские политики и согласились пойти навстречу России в этом вопросе, они немедленно окажутся под жестоким давлением как американцев, так и своих ультранационалистов, среди которых сильны антироссийские настроения.
Вторая причина в том, что МИД России и Газпром смогли оскорбить достоинство поляков. Те узнали о планах строительства газопровода из прессы, а Россия предпочитает решать все вопросы в Брюсселе и западноевропейских столицах, будучи уверенной, что старшие европейские партнеры смогут подействовать на Польшу. Может быть, высокомерная позиция российских переговорщиков и окажется, в конце концов, результативной и поляки будут вынуждены смириться с совместным российско-европейским давлением. Но пока поляки не согласны, что вопрос о строительстве газопровода по их территории решается без них. Снять напряжение в этом важном вопросе и должен Игорь Иванов.
Полякам есть о чем торговаться. Они могут попросить не столько увеличения цены за перекачку газа, сколько изменения маршрута газопровода. По сегодняшнему плану он должен пройти через заповедные места Польши. Поляки видимо захотели бы повернуть его в промышленные районы, где могли бы использовать его сами.
Из этого видно, что Россия и Украина оказались не в состоянии построить российско-украинские отношения самостоятельно — они становятся заложником своих отношений с третьими странами. Сейчас Польша во многом держит в своих руках ключи от энергетического положения в Украине, а от решений Европейского Союза зависит и позиция Польши и положение Украины в ее отношениях с Россией.
Само по себе это не страшно — мы живем в условиях глобализации, а США и Европа не могут считаться противниками ни России, ни Украины. Но проблема в том, что, отдавая ключи от решения своих проблем в чужие руки, мы становимся заложниками каких-то других процессов, и мы не можем уже контролировать, по каким критериям нас будут рассуживать — может быть, сами эти критерии на каком-то этапе могут войти в противоречие с нашими интересами. Наши избиратели хорошо знают, что плохо зависеть от своих политиков. Но от чужих политиков зависеть еще хуже. Политическая импотенция российских и украинских политиков, их переговоронеспособность лишают обе страны независимости.