Многим из наших сограждан — в результате наследственности, болезней, операций или травм — судьба принесла такую беду, как невозможность ходить собственными ногами. Эти люди долгое время или всю жизнь вынуждены передвигаться на специальных колясках и фактически прикованы к ним. Тем самым определяется способ их существования в мире — обычное и доступное для других становится тяжелым и почти не доступным для них. Без посторонней помощи они обойтись не могут, а это означает зависимость. Нужно, чтобы кто-то внес его на коляске в троллейбус или довольно большой автобус, ведь и обычное такси, и маршрутное слишком маленькие, а на нужной остановке снял, поскольку ни на одном троллейбусе или автобусе нет специальных устройств для въезда. Собственно доступностью того или иного вида жизнедеятельности или общественной жизни определяется его «барьерность». Если верить отчетам о выполнении указанных в распоряжениях центральной и областной власти мер, которые недавно подали соответствующие службы местных органов власти, то в Житомирской области реконструировано и адаптировано для беспрепятственного доступа инвалидов 432 здания и учреждения общественного назначения, в том числе 249 — по Житомиру. Отремонтировано 4 км тротуаров, рассматривается возможность приобретения 10 автобусов и 2 троллейбусов, которые имеют специальное оборудование для облегчения прохода в них и проезда тех, кто прикован к коляскам. Реальное положение дел, по данным, которые сообщил «Дню» советник председателя облгосадминистрации по вопросам социальной защиты пенсионеров и инвалидов Юрий Журбенко (он опрашивал представителей общественных организаций инвалидов), такое. В областном центре обнаружено немногим больше 20 пандусов, среди них несколько тех, которыми пользоваться невозможно или очень трудно. В том числе пандус перед домом, где находятся Главное управление труда и социальной защиты облгосадминистрации и областное управление Пенсионного фонда. Автор прошелся по объектам, где людям с ограниченными возможностями нужно бывать довольно часто, и не увидел пандусов ни перед входом в крытый павильон Жытнего рынка, ни перед сервисным центром «Укртелекома», ни на автовокзале, ни перед облмуздрамтеатром. Нет их и перед Домом правосудия. Нет их и в ряде житомирских домов, где живут люди, которые передвигаться могут только на колясках, хотя это обусловлено Законом «Об основах социальной защищенности инвалидов». О большинстве тротуаров вообще помолчим — часто они похожи скорее на «американские горки», по которым человеку на коляске двигаться очень тяжело. В то же время только в Житомире, по официальной статистике, проживает 505 наших сограждан, которые вынуждены пользоваться этим видом передвижения. Похожая картина, согласно информации на местах, в ряде райцентров, в частности, Бердичеве, Чуднове, где также отсутствуют пандусы перед важными административными, социальными объектами, банками и так далее, а есть такие, которые не возможно использовать по назначению. Это при том, что в области проживает более 80 тысяч людей с особыми потребностями, среди которых почти 18 тысяч имеют ограниченные физические возможности и передвигаются только с помощью инвалидных колясок, костылей, палок, стоиков.
На 5-й этаж панельной «хрущобки», где живет глава Житомирской областной общественной организации людей с инвалидностью «Молодежь. Женщина. Семья.» Неля Ковалюк, я поднялся по узким ступенькам — лифта в ней не было с самого построения. В дверях меня встретила красивая молодая женщина на коляске, с помощью которой она умело передвигалась по своему двухкомнатному жилищу. Здесь она живет с матерью, причем одна комната служит фактически в качестве офиса организации. 16 лет назад пани Неля получила травму, и с тех пор прикована к креслу на колесах. «Раньше — отмечает Неля Ковалюк — считалось, что таких людей как будто не существует, поскольку все они сидели по своим домам. Нужно, чтобы еще в школе детей учили, как следует относиться к людям с палкой, на костылях или на коляске. Но пока у нас дети с повреждениями позвоночника учатся дома, потому что наши школы для этого не адаптированы, впрочем, как и высшие учебные заведения. Я когда бывала в Венгрии или Польше, то чувствовала себя человеком. Потому что там практически существует безбарьерность, или сразу находятся люди, которые помогают преодолеть эти барьеры». Кстати, на каждой из 4-х украинских железных дорог уже есть по одному пассажирскому вагону для перевозки людей, которые не могут сами ходить. Но их нужно заказывать за месяц до поездки. Быть постоянными просителями наши не достаточно дееспособные сограждане не хотят — это унижает, а людей, которым нужна посторонняя помощь, тем более. Им уже не достаточно килограмма гречки и литра масла ко Дню инвалида. Они хотят учиться, хотят работать и зарабатывать, и не только на дому. Но абсолютное большинство владельцев или руководителей предприятий не обращает внимания на такие «пустяки», как удобные подъезды и въезды или, простите, специальные туалеты.
Справедливости ради следует отметить, что постепенно к запросам наших сограждан в Житомире и области начинают прислушиваться. При председателе облгосадминистрации работает координационный совет по вопросам социальной защиты пенсионеров и инвалидов, в который вошел ряд общественных организаций людей с ограниченными физическими возможностями, в том числе и та, которую возглавляет Н. Ковалюк. Однако суть всех четырех пунктов последнего решения названного совета, датированного началом ноября, выражается словами «рекомендовать», «разработать», «обратиться», «провести», которые напоминают скорее добрые пожелания. Их явно не достаточно, чтобы помочь тем, кому внимание и уважение общества нужны едва ли не больше всего.
Вопрос к самому себе — почему я написал об этом только перед Днем инвалидов?