Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кино на набережной,

или Зачем нужен продюсер
18 августа, 2004 - 19:56
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА» / КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ЖЕЛЕЗНАЯ СОТНЯ». ФИЛЬМ ПОЛУЧИЛ НА ФЕСТИВАЛЕ 1-й СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ КАДР ИЗ ФИЛЬМА «72 МЕТРА» КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ЕГЕРЬ» КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ИГРЫ МОТЫЛЬКОВ» КАДР ИЗ ФИЛЬМА «АНТИКИЛЛЕР-2» КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ДАЖЕ НЕ ДУМАЙ-2»

На прошедшем недавно Международном фестивале «Кино-Ялта» практически не было узнаваемых лиц, без чего ни один кинофорум вроде бы как и смысла не имеет. Нет, конечно, при большом желании в неприметных субтильных девушках можно было распознать востребованных актрис российских сериалов Ирину Лачипу и Анну Большову, на пляже увидеть демонстрирующего себя Дмитрия Харатьяна, скромного Владимира Коренева (помните «Человека-амфибию»?) и нашего Олега Драча, на закрытии — Игоря Лифанова («самого полного отморозка» российских сериалов) и Михаила Пуговкина... Для киноманов еще два-три режиссерских лица, может быть, что-то напомнили. И это — практически все. Но сказать, что фестиваль прошел при полном отсутствии звезд кинематографа, было бы несправедливо. Другое дело, что звезд этих в лицо мало кто знает. Хорошо, назову фильмы: «Брат», «Брат-2», «Война», «Антикиллер-2», «Водитель для Веры», «Бумер»... А теперь фамилии: Сергей Сельянов, Владимир Кильбург, Михаил Зильберман, Сергей Члиянц... Что, опять ни о чем не говорит? Нет, но этих персонажей (и не только, кстати, их) нужно знать. Это — продюсеры. А значит — ключевые фигуры кинопроизводства. Так происходит во всем мире. С некоторых пор — и в России (см. справку «Дня»). Мы же, как всегда, идем своим путем.

О СТУДИИ НАПОМНИЛИ, ПОРА ВСПОМНИТЬ О ФИЛЬМАХ

Фестиваль «Кино-Ялта» существует уже несколько лет, но как-то не очень убедительно. Может, потому, что первоначальная его цель была достаточно утилитарна. Напомнить о Ялтинской киностудии, учитывая уникальные географические особенности Крыма, — поистине неповторимой. О чем, кстати, свидетельствует и количество снятых на студии советских, а теперь уже и российских фильмов (к нынешнему фестивалю даже был издан буклет-кинокарта под названием «Земля-киноактриса». Земля в данном случае, как вы понимаете, — это Крым). К тому же, студию обновили — опять-таки повод привлечь внимание. Привлекли. Сегодня ЗАО «Ялтинская киностудия» действительно обещает стать полноценной кинофабрикой. Главное, чтобы находились желающие и могущие снимать кино. И фестиваль в этом уже никакой роли не играет.

И тогда в прошлом году решено было сделать «Кино-Ялту» фестивалем продюсерского кино. Пока — Украины и России. В перспективе — с участием также Белоруси и Казахстана, ну а там видно будет. Решение достаточно мудрое. Во-первых, кинопроцесс пошел. В России — уж точно. У нас пока оживление мало заметно (во всяком случае, в кинотеатрах украинского фильма днем с огнем не сыщешь), но некоторые амбиции на этот счет имеют место быть. Во-вторых, на мой взгляд, никакого другого, кроме продюсерского, кино сегодня и быть не может. И тут не имеет значения, кто именно финансирует фильм — государство, телекомпания, частный инвестор (или они все вместе на паях, что чаще всего и бывает). Значение имеет, кто захочет реализовать некий кинематографический проект. И кто возьмет на себя ответственность за его реализацию. Нет, хотят-то многие — и сценарист, и режиссер, и оператор, и актеры, и многие, многие, многие (ведь кино, как известно, искусство очень коллективное). С ответственностью (в том числе и за трату найденных на проект денег) — обычно не все так просто. Вот для этого, по сути, и нужен продюсер. Он должен знать не только, как тратить деньги, но и на что, то есть какой продукт (хотите — назовите произведение искусства) он хочет сделать и кому его продать. А еще желательно знать, пользуется ли этот самый продукт спросом.

Ответить на этот вопрос и призван фестиваль «Кино-Ялта». И хотя цели форума организаторами (здесь список очень внушительный: Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Министерство культуры и искусства Украины, ЗАО «Ялтинская киностудия», продюсерская фирма «Арчи-продакшн»; оргкомитет возглавляет председатель Верховной Рады Крыма Борис Дейч) формулировались весьма витиевато, как то: развитие и популяризация национального кинематографа Украины и России, поиск взаимовыгодных связей между двумя странами, активизация делового сотрудничества и даже расширение присутствия украинского и российского кино в мировом культурном пространстве (что все само по себе правильно и заслуживает обстоятельного осмысления), но для начала ялтинцы и многочисленные отдыхающие должны были определиться: какое собственно кино им нравится.

А ВЫБИРАТЬ ИЗ ЧЕГО?

Честно говоря, сам этот вопрос вызывает у меня дискомфорт. И вы сейчас поймете, почему. Россияне выбрали семь картин, руководствуясь сборами за первые три недели проката фильмов, вышедших на киноэкраны с июля прошлого года. Вы можете себе представить что-либо подобное по поводу украинских фильмов? В том смысле, какие вообще отечественные фильмы в прошлом или нынешнем году выходили в прокат? «Водитель для Веры» Павла Чухрая, к которому мы благодаря Богдану Ступке и каналу «1+1» имеем отношение, не в счет, поскольку появился на экранах дней десять назад. В общем, формировало украинскую программу наше Министерство культуры и искусств. Честно говоря, разгуляться им было негде. Что имели — то и показали. «Золотую лихорадку» Михаила Беликова, «Троянский спас» Александра Денисенко, снятые на бюджетные деньги, «Железную сотню» Олеся Янчука (финансировал картину зарубежный инвестор), а во внеконкурсном показе — «Кровные узы» Олега Гаренчара (фильм создан в копродукции, продюсер с украинской стороны — Николай Княжицкий).

Российская программа выглядела так: «72 метра» Владимира Хотиненко, «А поутру они проснулись» Сергея Никоненко, «Антикиллер-2» Егора Кончаловского, «Даже не думай-2. Тень независимости» Руслана Бальтцер, «Егерь» Александра Цацуева, «Игры мотыльков» Андрея Прошкина и «Неслужебное задание» Виталия Воробьева.

Все эти картины на протяжении недели бесплатно демонстрировались в гостинице «Ялта», где жили участники фестиваля, в нескольких домах отдыха, в ялтинском кинотеатре «Сатурн» и прямо на набережной под открытым небом. Зрителям оставалось их лишь посмотреть, что, надо признать, они и делали довольно охотно, а затем оценить по пятибалльной системе. Все было прямо, как на «взрослых» выборах — следовало бросить в урну выданный перед сеансом «корешок». Даже счетную комиссию создали в составе киноведа Ирины Зубавиной (Украина) и российского актера Виктора Проскурина. Кстати, подсчеты несколько озадачили участников фестиваля, которые прогнозировали, что, во-первых, зрители на отдыхе предпочтут что-нибудь уж совсем необременительно- развлекательное (здесь как нельзя лучше подходит «клиповый» «Антикиллер-2» или довольно забавный фильм-пародия «Даже не думай-2»), а во-вторых, картины на украинском языке в практически русскоязычной Ялте не имеют никаких шансов. Эксперты ошиблись. Впрочем, не могу не добавить, что если некоторые наши картины и не могли особо на зрительское внимание рассчитывать, то совсем не из-за языка, а ввиду абсолютной художественной несостоятельности.

ИТОГИ

Главный приз Международного фестиваля продюсерского кино «Кино-Ялта» — статуэтка «Бегущая по волнам» работы скульптора Александра Бурганова, а также техническая поддержка нового полнометражного фильма в виде финансирования покупки кинопленки на сумму, эквивалентную 10 000 (десять тысяч) долларов США, по итогам голосования зрительского жюри присужден фильму «72 метра» (Россия), продюсеры Анатолий Максимов и Константин Эрнст, режиссер Владимир Хотиненко.

Первый специальный приз — государственная финансовая поддержка проведения премьерного показа в России украинского фильма — получила картина «Железная сотня» (Украина), продюсеры Юрий Борец, Орыся Борец и Олесь Янчук, режиссер Олесь Янчук.

Второй специальный приз — государственная финансовая поддержка проведения премьерного показа в Украине российского фильма — получила картина «Егерь» (Россия), продюсеры Михаил Чурбанов и Дмитрий Воробьев, режиссер Александр Цацуев.

Специальные призы:

В номинации «За лучшее детское кино» награда вручена детскому юмористическому киножурналу «Ералаш» в связи с 30- летием со дня создания.

В номинация «Земля-киноактриса» победил фильм «Водитель для Веры» (совместный проект: Россия, Украина), который полностью был снят в Крыму.

Награда в номинации «За создание женского образа в отечественном кинематографе» досталась фильму «Благословите женщину» (Россия).

Приз «Верный продюсер» вручен продюсеру Сергею Кучкову.

«Приз прокатчика» вручен картине «Кровные узы» (Украина), продюсер Николай Княжицкий.

В номинации «За лучший актерский ансамбль» отмечены создатели фильма «Кожа Саламандры» (Россия): продюсер Михаил Бабаханов и режиссер Алексей Рудаков.

Приз «Продюсерский дебют» получил фильм «Именины» (Россия), продюсер картины Светлана Икрамова.

НОВАЯ МИФОЛОГИЯ

Если посмотреть на перечень главных фильмов-победителей, наверное, стоит признать, что когда на фестивале о продюсерском кино говорили как о синониме кино массового, кассового, смотрибельного, то это имело определенный смысл. Все три фильма — в большей или меньшей степени талантливо, но бесспорно профессионально и внятно рассказанная история. И еще. Это попытка найти нового героя, или, если хотите, создать новую мифологию. Будь то современные моряки-подводники («72 метра»), воины УПА («Железная сотня») или бывший спецназовец («Егерь»). Однако это все слишком военизировано, слишком прямолинейно, слишком жестко и даже жестоко. Вот и не знаешь, чего ждать: то ли, когда кино станет добрее, то ли мы, зрители, человечнее...

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Когда после оглашения результатов фестиваля мы с заместителем министра культуры и искусств Украины Тимофеем Коханом обсуждали плюсы и минусы представленной на «Кино-Ялте» украинской программы, он вполне справедливо заметил: дескать, россияне планируют выпустить в нынешнем году 60 проектов и сами же признают, что из них только фильмов пять будут хорошими. Впрочем, КПД шедевров — всего несколько процентов от общего числа выпускаемых картин — характерно для любой киноиндустрии. Так вот, заметил Тимофей Кохан, нам бы выпускать фильмов 20— 25 в год — и тогда можно вернуть украинское кино в кинотеатры. Причем сам он эту цифру считает вполне реальной уже в ближайшей перспективе. Надо, мол, только поддержать уже наметившиеся тенденции, привлекать телекомпании, сотрудничать с другими кинематографиями и т. д. Слушала я, признаюсь, довольно сдержанно. А потом вспомнила, что одним из наиболее обнадеживающих событий фестиваля стал показ четырех короткометражных фильмов молодых украинских режиссеров, созданных в рамках кинопроекта Западноевропейского института «Любовь — это...»

СПРАВКА

Гильдия продюсеров России была учреждена 14 сентября 1996 года. За это время она прошла долгий путь, связанный с установлением профессии продюсера в России и с развитием кинематографической отрасли как перспективной сферы производства и бизнеса. В начале 2004 года, исходя из реально меняющейся ситуации в сфере кинопроизводства, руководство Гильдии приняло концептуально важное решение об изменении своего устава, в результате чего на определенных условиях членами Гильдии теперь могут быть не только физические, но и юридические лица — производящие российские киностудии и кинокомпании.

Сегодня Гильдия продюсеров России объединяет всех самых крупных участников индустрии кинопроизводства в РФ. Среди приоритетных направлений деятельности Гильдии — создание единой юридической базы, регулирующей деятельность продюсеров и кинокомпаний, инициация новых законодательных актов в этой сфере, способствующих развитию кинорынка в России, в том числе связанных с международным сотрудничеством. А также — предоставление и защита корпоративных интересов кинобизнеса в государственных структурах, взаимодействие со всеми профессиональными, общественными и коммерческими объединениями в целях регулирования динамично развивающегося рынка кино, в том числе рынка творческого труда.

До недавнего времени Гильдия существовала как закрытое цеховое сообщество, что было обусловлено невысоким уровнем кинопроизводства в России. Сегодня, когда наши соседи переживают самый настоящий бум кинопроизводства, обусловленный беспрецедентным развитием телерынка и рынка кинотеатрального проката, ситуация в корне изменилась. В России существует организация, призванная полновесно защищать интересы и охраняемые законом права продюсеров и производителей.

С 1997 года Гильдия продюсеров России официально является членом ФИАПФ и представляет киноиндустрию РФ в этой авторитетной международной организации. Такая деятельность Гильдии позволяет российским продюсерам ощущать себя частью мирового кинематографического сообщества и быть информированными о событиях, в нем происходящих.

Высшим органом Гильдии является Общее собрание, которое избирает правление, и президент Гильдии. Президентом Гильдии с момента ее образования является Владимир Досталь.

Анна ШЕРЕМЕТ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ