38-летний львовянин Степан СОПКИВ — директор Имущественной инвестиционной компании «НЭП», которая занимается привлечением инвестиций из Западной Европы на украинские предприятия. Его деятельность заслуживает уважения. Речь идет не только о бизнесе. Степан стал куратором-волонтером реставрации деревянной церкви ХVI века — национального памятника архитектуры в родном селе Клищивна Рогатинского района Ивано-Франковской области. Храма, где уцелели одни из самых старых икон в Западной Украине, на которых библейские сюжеты вместо красок рисуются настойками лука и вишен, боярышника и крапивы на липовых досках! Но еще и вокруг этого дела сплотил сельскую общину! Фактически, это культурный отзвук построения гражданского общества.
— Степан, что вас побудило взяться за кураторство реставрации церкви, а не, например, пополнения фондов сельской библиотеки?
— Клищивнянская церковь Святого Николая — памятник архитектуры национального значения (ее охранный номер 1192-Н). Одна из наиболее древних на территории Западной Украины. По преданиям, она построена местными жителями в 1572 году. Эта дата тоже написана на четвертом брусе снизу западной стены бабинца (той части храма, где стоят женщины. — Ред.). В этом году исполняется ровно 300 лет после того, как строение было восстановлено после пожара. Тогда его перенесли на живописный пригорок вблизи кладбища и отстроили из уцелевшего и нового дерева. Восстановлением занимался священник Витвицкий. А я происхожу из рода Витвицких, откуда вышло много священнослужителей. Между прочим, некоторые из них, как записано в церковных книгах, были настоятелями Клищивнянского прихода, начиная приблизительно с 1623 и до 1803 гг. — все годы подряд. По-видимому, проникнуться судьбой этого храма мне на роду было написано. Знаете, это когда пращуры обязывают. Кстати, фантастическое ощущение. К сожалению, забытое в наше время. В последний стремительный век связь между поколениями украинцев была прервана. Вот и выходит, что каждая генерация, расходуя массу времени и энергии, не перенимала, а сама определяла ценности и приоритеты, чувствуя себя при этом осиротелой или даже частично потерянной. Потому что ей в наследство не было передано даже оловянного перстня или посеребренного портсигара...
— С какими трудностью пришлось встретиться, реставрируя памятник архитектуры национального значения? Кстати, государство принимает в этом какое-то участие?
— Еще когда триста лет назад, когда церковь перенесли на новое место, ее положили просто на землю. Поэтому после таяния снега или дождей вода постоянно подмывала храм, от чего нижние деревянные пласты сгнили, а верхние — поросли травой и мхом. Он даже наклонился. Когда-то небрежно перекрытая жестью крыша тоже протекала. Было очевидно, нужна немедленная реставрация. Полтора-два года назад, когда я вокруг этого дела сплотил сельскую общину во главе с сельским головой, вскоре появилась фирма, как думалось, реставрационная. Когда началась разбираться крыша, местные жители радовались, мол, наконец-то начались восстановительные работы, но когда дошло до стен, начали переживать.
Церковь очень добротно и складно построенная: каждое дерево своим специфическим «замком» соединяется с другими. (Как раз красоту фасада создают края деревьев.) Поскольку «реставраторы» не могли их расщепить, то взяли и поотламывали ломом... Когда однажды я приехал из Львова, дерево было разбросано по болоту и снегу. Его якобы должны отвезти на склады в Галич — чтобы каждое восстановить. К слову, в Львовской области такая же церковь была продана с целью того, чтобы на вырученные деньги закончить ремонт новой каменной... Поэтому, как впоследствии выяснилось, фирма «Альянсбуд» из города Богородчаны Ивано-Франковской области никакая не реставрационная, а строительная... И лицензию имеет на исполнение лишь строительных работ... После моей встречи с главой облгосадминистрации Ивано-Франковщины Николаем Палийчуком в Клищивную была отправлена специальная комиссия, а потом — действительно реставрационный кооператив «Зодчий». Последний ужаснулся от фактического уничтожения церкви! На сегодня сложены первый и частично второй этажи. Кстати, наряду с новым максимум используется старое дерево, которое, как говорят старые люди, намоленное уже сотнями лет.
А относительно участия государства... Реставрация осуществляется за бюджетные средства. Клищивнянская церковь вошла в перечень тех национальных памятников архитектуры, которым выделены средства на восстановление.
— Село, откуда вы родом, так ответственно подошло к делу реставрации церкви. Степан, на ваш взгляд, украинцы начали больше интересоваться своими корнями?
— Я бывал во многих странах. Например, меня поразило, как отстроили Дрезден после, по существу, полного уничтожения. Или как прихорашивают Краков и какое отношение у поляков к собственному прошлому. Сравнивать разные народы, разные местности — дело неблагодарное. Однако много славных и захватывающих исторических местностей есть и у нас. По моему убеждению, украинцы чем дальше, тем больше интересуются своей историей как в узком, так и широком смысле.
Как известно, украинцы еще до недавнего времени обороняли свои святыни. По-видимому, наиболее страшным для украинских деревянных церквей был 1962 год — время правления Никита Хрущева. Тогда эти памятники массово сжигались. Часто люди, чтобы предотвратить такое целеустремленное уничтожение, превращали храмы в склады... Технологии сопротивления своего народа тоже стоит исследовать и знать.
— Когда реставрация церкви будет закончена? Между прочим, а будут ли в храме отправляться литургии?
— В конце весны — начале лета закончим «грубую» работу. Останутся только декоративные работы. А относительно того, будут ли отправляться службы... Будут отправляться. Хотя, только праздничные. В селе есть еще одна церковь — новая и большая, где служатся панихиды, утренние, вечерние службы... Поскольку реставрируемый храм носит имя Святого Николая, планируется, что первая праздничная литургия в нем состоится именно 19 декабря. Приезжайте! Клищивна — чрезвычайно живописное село. Я, например, чтобы обрести душевное равновесие, из Львова еду сюда. Я убежден, время от времени каждому нужна такая содержательная историческая пауза среди жизненной суеты.